Для более удобного использования сайта необходима авторизация
Я прочитал (-а) и соглашаюсь с политикой конфиденциальности данного сайта

Пресса

Судьба - служение театру26 Октября 2017 в 09:59

Чтобы роль получилась, её надо не сыграть, а прожить всей душой.

Александр Анкудинов, ведущий артист Магнитогорского театра куклы и актёра "Буратино", 9 ноября отметил 60-летний юбилей. Время творческой и личностной зрелости он встречает на пике профессиональной формы.

Четвёртое десятилетие он хранит верность театру, ставшему родным. Александр Анкудинов, Татьяна Акулова, Зинаида Жданова - из тех, кто работал в "старом "Буратино", как с любовью называют его театралы со стажем. Ещё в юности работать здесь стало его мечтой. И сегодня не жалеет о сделанном выборе - отъезде из Свердловcка, ныне Екатеринбурга, где в юности ждали блестящие перспективы.

Талантливый парень из удмуртского посёлка Игра поступил в Свердловское театральное училище. Студентом работал в театре кукол, где для спектакля "Красные дьяволята" понадобился молодой актёр. Именно в Свердловском театре кукол он обрёл любовь всей своей жизни. Жена Александра Анкудинова, Лариса, сегодня - помощник режиссёра в "Буратино". А тогда работала бутафором. Александр не сразу разглядел в ней свою будущую жену. Как-то поинтересовался у девушки, нет ли у неё макулатуры - в советское время талоны за сдачу макулатуры давали право купить дефицитные издания.

- Думаешь, мне книги не нужны? - возмутилась она.

Так, на фоне общей любви к литературе, и зародились чувства, длящиеся до сих пор.

Когда Александр Анкудинов в 1982 году получил диплом артиста театра кукол, его приглашали остаться в региональной столице, предлагая сразу семь ролей. Но сердце юноши прикипело к Магнитогорску, куда он ездил за полтысячи километров специально на спектакли молодого, смелого, неординарного театра, гремевшего на всю страну. Главный режиссёр Виктор Шрайман взял Александра Анкудинова в звёздную труппу "Буратино". На вопрос, не страшно ли было новичку оказаться на одной сцене рядом с признанными талантами, Александр Григорьевич с улыбкой отвечает:

- Знаешь, я очень наглый, ничего не боялся: для меня главное - профессия, театр и спектакль. Наоборот, мечтал, что моим партнёром по сцене будет Евгений Терлецкий. Виктор Шрайман из меня сделал артиста. Он со мной так подробно работал по всем ролям! Кукольникам, привыкшим находиться за ширмой, в "Буратино" пришлось осваивать мастерство драматических актёров.

Эпоха Шраймана подарила магнитогорцам немало ярких спектаклей и громких имён. Но, признаюсь, к Александру Григорьевичу у меня особенно трепетное отношение. В неполные шестнадцать мне посчастливилось увидеть спектакль "Дом, который построил Свифт" по пьесе Григория Горина. Так началась моя любовь к "Буратино" - да и просто к театру. И, конечно же, к Александру Анкудинову. Позже так и не смогла принять "не буратиновского" прочтения пьесы знаменитым кинорежиссёром Марком Захаровым, остальные фильмы которого смотрю с удовольствием. Говорят, и сам Горин считал, что "буратиновцы" лучше всего сумели передать авторский замысел.

Существует отличная запись спектакля, но видео не передаёт той сумасшедшей энергетики, которая ощущалась в зрительном зале. На сцене "Буратино" рождалось подлинное чудо, оставшееся в памяти и его создателей, и благодарной публики. Впервые побывав в "Буратино" "по-взрослому", мы, шестнадцатилетние, сразу же поняли, почему магию театра никогда не вытеснят самые крутые киноэффекты. Помню, как девчонки, вышедшие в свет "при полном макияже", после финальных аплодисментов вытирали потёки туши под глазами…

Доктор Симпсон из "Дома, который построил Свифт" - прагматик, подхвативший вирус творческой сумасшедшинки и научившийся видеть мир по-новому, - стал первым из полюбившихся мне персонажей Александра Анкудинова. Каждый созданный им образ интересен по-своему, будь то Лопахин в "Вишнёвом саде", Порфирий Петрович в "Преступлении и наказании", генерал в "Игроке" или же Питон Пит в детском спектакле "Тайна острова Баррамапутту".

"Буратино", как, впрочем, и любой театр, не всегда был на гребне волны. В периоды безвременья, оставшись без постоянного художественного руководителя, театр выживал, как умел. Александр Анкудинов был в числе тех, благодаря кому "Буратино" выстоял в переломные моменты. Вспоминаю пронзительную игру Александра Григорьевича в постановке Михаила Скоморохова "Человек и джентльмен" - комедии с горчинкой о злоключениях людей искусства, во многом отражавшей нелёгкое положение театра в начале двухтысячных.

Менялись режиссёры, менялся творческий почерк театра. Трудности сменялись успехом, и наоборот. Но одно оставалось неизменным - призвание дарить людям свет и надежду.

Анкудинов во все времена - любимец публики. При этом, как утверждает Александр Григорьевич, амплуа героя-любовника не для него, и это к лучшему - гораздо увлекательнее быть характерным актёром.

- Если говорить о недавних постановках, Савельич в "Капитанской дочке" - моя роль! Но никогда не отвергаю роль, если она сразу же не ложится на мой характер. Когда чувствую сопротивление материала, желание сделать роль своей только растёт. В этом и заключается актёрское мастерство.

В своё время он пробовал себя и в других ипостасях - тамады, аниматора. Двенадцать лет комментировал хоккейные матчи и по сей день остаётся страстным болельщиком команды "Металлург". В 2014 году Александр Анкудинов стал официальным голосом фигурного катания на XXII зимних Олимпийских играх в Сочи. Но, конечно, его главное призвание - служение театру.

"Мне интересно не развлекать публику, а заставить её думать" - этого кредо он придерживается и на режиссёрской стезе. В 1996 году, когда блистательной Людмиле Бреслер (Клюкиной) исполнилось пятьдесят, Александр Анкудинов поставил к её юбилею пьесу Эдварда Радзинского "Старая актриса на роль жены Достоевского". Людмила Ивановна ушла из жизни в 2009 году, оставшись в сердцах коллег и зрителей, в истории российского театра.

После успеха серьёзной драматической постановки в "Буратино" Александру Анкудинову предложили поставить "Аленький цветочек" в Магнитогорском театре оперы и балета. Потом было ещё четыре детских музыкальных спектакля. Профессионалы в сфере вокала, артисты театра оперы и балета с помощью Александра Григорьевича постигали секреты драматического мастерства. Не будучи дипломированным режиссёром, он использовал приёмы, которым научился у Шраймана и Скоморохова, да и просто по наитию учил тому, что умеет сам.

Бесспорной режиссёрской удачей Анкудинова стал наполненный искромётным юмором спектакль "Муха-цокотуха" - одна из жемчужин репертуара театра "Буратино".

Александр Григорьевич реализовался и как педагог - пять лет вёл курс актёрского мастерства в Магнитогорской государственной консерватории. Молодые актёры "Буратино" Евгения Никитина и Ринат Альмухаметов и сегодня обращаются к нему: учитель.

- В работу надо вкладывать всего себя. Без души роль не получится. Когда мои ученики на сцене смотрят мне в глаза и видят, что я проживаю происходящее с персонажем, невольно делают так же.

В современной культуре Александра Анкудинова привлекает постмодернизм - когда есть переосмысление материала, неожиданность формы, а не повторяющая оригинал иллюстрация. "Буратино" - театр, где плеяда талантливых режиссёров привносила в спектакли элементы постмодернизма, даже в классических постановках.

Заслуженный артист России Александр Анкудинов - из тех счастливых людей, чьё увлечение совпадает с работой. "Буратино" для него - дом, семья, призвание и судьба.

А во время отпуска Александр Григорьевич с супругой улетают к далёкому морю наслаждаться тишиной и покоем на пустынных пляжах, где нет толпы туристов. По возвращении, когда Александр Анкудинов снова окунается в работу, вдруг оказывается, что нужные решения будто сами приходят в голову. Морская стихия дарит гармонию и помогает покорять новые вершины.

Елена Лещинская,

Магнитогорский металл от 12.11.2016





Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!