Магнитогорский театр куклы и актёра "Буратино" | О театре | Пресса
Магнитогорский театр куклы и актера
3D VK FB 7 (3519) 35-17-20

Пресса

Актёр театра "Буратино" Сергей Меледин сегодня празднует 55-летие24 Октября 2016 в 14:38

Но важнее для него вехи творческого пути.

2016-й - год сразу нескольких юбилеев. 40 лет назад, в 1976-м, Сергей старшеклассником пришёл в театр-студию "Ровесник" под руководством Раисы Николаевны Горюновой, и это перевернуло его жизнь.

Тридцать лет назад Сергей Алексеевич получил диплом Свердловского театрального училища и пришёл работать в драмтеатр имени Пушкина. А пять лет спустя стал актёром театра "Буратино".

Дорога в профессию не была простой и лёгкой. Получению актёрского образования предшествовала учёба в горном институте. Сергей Меледин пошёл по стопам отца, который посвятил жизнь ММК и желал сыну серьёзной и востребованной мужской профессии. Кстати, брат Сергея успешно продолжил комбинатскую династию Мелединых, а сам он не сумел противостоять притяжению Мельпомены. Парень из крепкой рабочей семьи проявил упорство в достижении цели. Две попытки поступить в Щукинское театральное училище, где дважды доходил до третьего тура. Работа монтировщиком сцены в "Буратино", где сам воздух был пропитан духом творчества… В год своего сорокалетия Сергей Алексеевич поступил на режиссёрское отделение "Щуки" - снова "юбилейная" магия чисел. В Магнитогорском драматическом театре имени А. С. Пушкина и в театре куклы и актёра "Буратино" неоднократно был востребован в качестве режиссёра-постановщика. Но, пожалуй, уникальность дара Сергея Меледина - не совмещение актёрской и режиссёрской ипостаси, а то, что ему, одному из немногих магнитогорских артистов, если не единственному, приходится делить творческую судьбу надвое, между двумя театрами города. В разные периоды жизни основным местом работы были то драмтеатр, то "Буратино".

Надо отметить, что профессиональное становление и расцвет молодого артиста пришёлся на эпоху Игоря Ларина - режиссёра "Буратино", оставившего яркий след в культурной жизни Магнитки. Взлёт популярности Сергея Меледина обусловлен не только плотной занятостью и звёздными ролями, но и совершенно фантастической харизмой.

- Есть актёры, которые нравятся публике, - говорит нынешний "главреж" "Буратино" Сергей Ягодкин. - Кто-то может быть настоящим профессионалом и всё же не срывать оваций - а им стоит выйти на авансцену, и зал покорён. Таков Сергей Меледин.

Сегодня "буратиновец" Меледин задействован и в нескольких "драмтеатровских" постановках. Причём роли ему достаются самого широкого диапазона - и это вовсе не обязательно герои-любовники, от образа которых тают сердца прекрасных дам. Но он чертовски хорош и в роли чёрта в гоголевской "Ночи перед Рождеством", и в образах Раскольникова, Ясона, Пети Трофимова. Среди недавних драматических ролей - Сальери-рассказчик в грандиозном "Амадеусе" и Фредерик ванн Далл, сумасшедший, в спектакле "Любовь в большом городе" по пьесам Вуди Аллена. Настоящие вершины актёрского мастерства. И сегодня Сергей Меледин покоряет ещё одну - пушкинского Пугачёва мы увидим именно в его интерпретации. Меньше чем через неделю, 7 октября, в театре куклы и актёра состоится премьера "Капитанской дочки" (12 ) по одноимённой повести Александра Сергеевича Пушкина.

И режиссёр-постановщик Сергей Ягодкин, и актёр Сергей Меледин считают образ Емельяна Пугачёва центральным и в первоисточнике, и в спектакле. На афише не случайно стоит возрастной маркер "12 " - в "Буратино" ждут подростков и взрослых. "Капитанская дочка" - не просто вечная неустаревающая классика, а произведение остроактуальное для дня сегодняшнего. Время инфантильных "вечных мальчиков", не желающих взрослеть и брать на себя ответственность. Петруша Гринёв в свои 17 тоже ещё ребёнок, ему бы гонять голубей. Но тёплое местечко в тихом гарнизоне становится эпицентром драматичных событий. Благодаря встрече с Пугачёвым, одной из самых мощных фигур в российской истории, Петя становится настоящим мужчиной, способным отвечать за себя и близких.

Спектакль - о трудностях взросления. И эта линия сюжета, пожалуй, важнее, чем линия романтическая, повествующая об истории любви к Маше. "Капитанская дочка" станет вдумчивым разговором со зрителем. Радует, что в репертуаре "Буратино" появится ещё одна серьёзная постановка. Этот театр десятилетиями славится умением блестяще выразить то, о чём люди говорят между собой на кухнях, - о сокровенном и наболевшем. Впрочем, Сергей Ягодкин миссию современного театра трактует шире - сейчас время поиска новых форм, новых подходов к материалу. Одно остаётся неизменным: театру не дано угнаться за киноэффектами, да это и не входит в его задачу, потому что он требует работы души, работы воображения. И даёт ни с чем не сравнимое чувство сотворчества и сопричастности.

"Капитанская дочка" обещает стать заметным событием в театральной жизни города. А на областной театральный фестиваль "Сцена", который с 9 по 15 октября пройдёт в Магнитогорске, "Буратино" представит "Садко", где также блистает Сергей Меледин. Режиссёр Сергей Ягодкин убеждён: постановка интересна, только если она вызывает споры. Однозначно плохое или безусловно хорошее - слишком скучно. "Садко" - спектакль по-настоящему фестивальный, в том числе и потому, что по сей день не утихают вызванные им дискуссии. Публика и критики спорят о том, правомерна ли трактовка образа гусляра Садко - художника в широком смысле слова. Современный по форме, увлекательный по содержанию и нетривиальный по воплощению, спектакль "Садко" достойно представит город и театр "Буратино".

Хочется сказать и ещё об одной ипостаси Меледина, актёра и режиссёра. Сергей Алексеевич - по-настоящему профессиональный кукловод. Наша беседа состоялась между двумя кукольными спектаклями "Котёнок по имени Гав". Сергей Меледин - как и положено - одет строго во всё черное. Так нужно, чтобы фигура артиста не отвлекала маленьких зрителей от персонажа-куклы. Нередко приходится отыгрывать сразу нескольких персонажей - так, в "Семье для мамонтёнка" их трое, и это вовсе не исключение.

Казалось бы, при такой загруженности и занятости жизнь Сергея Меледина до краёв должна быть заполнена театром. Но он находит время для книг и друзей. Причём круг общения широк и разнообразен - от собратьев по сцене до "Ночных волков". Сергей Ягодкин, рассказывая о гранях таланта Меледина-актёра, особо подчеркнул, что не менее ценит Меледина-человека:

- Сергей умеет быть настоящим другом. Ему можно позвонить в два часа ночи, в шесть утра - и, если надо, придёт на помощь. Если бы меня спросили, с кого я хочу делать жизнь, я бы ответил: "С Сергея Меледина".

Сам Сергей Алексеевич не любит рассказывать о личном. Раскрываться публике предпочитает на сцене, делиться выстраданным - в огнях рампы. Каждый его персонаж - это глубоко прожитый образ.

- Чтобы сыграть, надо полюбить своего героя со всеми его недостатками и отрицательными чертами - только тогда получится достоверно.

И ему действительно веришь. Мощная игра без наигранности и переигрывания. Бешеный успех - и удивительная скромность. И умение сохранять молодость души, обретая мудрость, которую приносит жизненный опыт.

Елена Лещинская,

Магнитогорский металл от 1.10.2016