Для более удобного использования сайта необходима авторизация
Я прочитал (-а) и соглашаюсь с политикой конфиденциальности данного сайта

Пресса

«Куклы так ему послушны…» 30 лет на сцене заслуженный артист РФ Дмитрий Никифоров24 Июня 2016 в 06:39

В театре «Буратино» он с 2009 года, вместе с женой художником-бутафором Татьяной приехал в Магнитогорск после работы в Томском кукольном театре «Скоморох». Многих «буратиновцев» уже знал по фестивалям театрального мастерства, с некоторыми из них учился в Свердловском театральном училище.


 

– Дмитрий Никифоров умеет создавать любой образ в любых обстоятельствах до абсолютного совершенства, до филигранности, – говорит главный режиссер нынешнего «Буратино» Сергей Ягодкин. – Он доводит роль до такой психологической глубины, о которой и режиссер не подозревает. Очень точно работает с куклой, обладает огромным профессиональным арсеналом. Гениальный партнер, тонко чувствующий рисунок спектакля. Потрясающий артист, имеющий великолепное чувство юмора.
 
Мы побывали на детском музыкальном спектакле «Садко», где Дмитрий Никифоров в ансамбле с Александром Анкудиновым, Сергеем Мелединым и Романом Табиевым «сопровождал» главного героя по местам его сказочных путешествий, заставляя маленьких зрителей с восторгом следить за происходящим на сцене. Располагающая внешность, приятный голос, подвижность, профессиональное мастерство поддерживали интерес к актерской игре на протяжении всего спектакля. Кстати, главные действующие лица «Садко» хорошо пели, поэтому после окончания спектакля мы поинтересовались, не было ли это вокальным дебютом для заслуженного артиста.
 
– Нет, – ответил Дмитрий Викторович. – Профессия у нас такая, чтобы все уметь. Как-то довелось выступить с романсом Вертинского на концерте поэзии Серебряного века – и нашлись свои поклонники. Хотя сложные классические арии исполнял, наверное, впервые. Помогло то, что с нами занималась педагог по вокалу Вера Яметова.
 
– Особенность вашей профессии – драматическому актеру можно сконцентрироваться только на своей роли, а вам еще необходимо работать с куклой…
 
– Кукольный персонаж помогает, когда не хватает собственных выразительных средств, но и сдерживает, когда актеру необходимо вывести его на передний план, а самому уйти в тень. Удобно работается, когда спектакль хорошо продуман и кукла тебя достойно заменяет. Наша профессия – это еще и большой физический труд: когда в руки берешь тростевую куклу, которая весит от полутора до пяти-шести килограммов, и на протяжении получаса ее не отпускаешь, силы затрачиваются большие. Нужны выдержка, терпение, все это приходит с опытом, рука привыкает, так или иначе ищешь моменты, когда можно передохнуть, расслабить мышцы.
 
– Вы можете поделиться своими впечатлениями от первого выхода на сцену?
 
– Да, этот момент отлично помню. После получения диплома я вышел на работу в Свердловский областной кукольный театр, и меня сразу ввели в спектакль – осетинскую сказку «Легенда об Амиране» на роль старика. На первой репетиции я взял тростевую куклу, произнес пару реплик, и режиссер остановил репетицию: все свободны, а Никифоров – ко мне. Я невольно подумал: увольнять будут? А режиссер попытался до меня донести, что театр – это не учебное заведение, здесь надо учиться актерскому ремеслу по-новому. Он был в ужасе от того, что я показал, и решил сначала поработать со мной индивидуально. Репетиции начались со следующего дня, меня в спектакль так, потихоньку, и вводили. Спасибо режиссеру, который помогал, и партнерам, которые не задвигали, – недели через две-три я уже вышел на сцену. Могу сказать, что артисты в кукольном театре – это всегда большая семья.
 
– Чем запомнилось вам время работы в Томском театре кукол «Скоморох»?
 
– За два сезона в Свердловске я сыграл около сорока ролей. Но там был стандартный кукольный театр – на ширме и в основном с куклами, живой план был не принят. И я написал заявление в Томский театр, где мне посчастливилось поработать с великим мастером кукольного мира Романом Виндерманом. Дипломный спектакль в Свердловском училище мы делали у него, тогда я и обратил внимание на этого режиссера, а он на меня. И вот мне удалось попасть к Виндерману в театр – здесь куклы и актеры выступали наравне, это был для меня очень ценный опыт. Я стал виндермановцем – так же, как есть в кукольном мире шраймановцы, артисты Вольховского, Фридмана и так далее. Материал, за который мы брались, был очень серьезный. Сегодня ты мог играть в сказке «Три поросенка», а завтра тебя вводили в спектакль «Мастер и Маргарита» Булгакова, чтобы сыграть роль Ивана Бездомного.
 
– Получается, что у вас были роли самого широкого диапазона…
 
– У кукольников нет такого деления, как в драме: трагик, комик, лирический герой, травести. Кукольники – это универсальные актеры, они могут все. Например, в «Буратино» у меня сейчас разноплановые роли – это Алексей Иванович в спектакле «Игрок» по Достоевскому, разнохарактерные персонажи в постановках «Лекарь поневоле» и «Осколки, или Воспоминания о «Битлз», герои в ряде детских спектаклей и, конечно же, главная роль в постановке заслуженного деятеля искусств РФ Натальи Корляковой «Блэз». Надеюсь, что в «Капитанской дочке», которую Сергей Ягодкин выпускает в следующем сезоне, мне тоже что-нибудь достанется.
 
– Для успешной сценической карьеры важнее иметь визуальные данные или талант и харизму?
 
– Для артиста самое главное – это работоспособность, самоотдача, желание и любовь к тому, чем ты занимаешься. Есть талант или нет – сразу это невозможно определить, и вообще слово это эфемерное, его просто придумали. Талант… Понятия не имею, что это такое. Могу только сказать: когда смотришь как зритель на работу других артистов, кажется, да, вот это талант – потому что сопереживаешь с ним вместе и смотришь.
 
– Как вы пришли к режиссуре?
 
– Мой первый опыт пришелся на тяжелый период, когда не выплачивали зарплаты. И мы с супругой – художником-бутафором сделали свой первый спектакль, который нас какое-то время спасал. Потом уже поставили с женой в «Скоморохе» два детских спектакля – кстати, в Томске, где она работала, мы и познакомились. Приехав в Магнитогорск, мы с ней выпустили спектакль «Маша и медведи», «Сказки для тигра». Чем хорошо работать на детские спектакли – ты с публикой на одной волне. Ребенок не будет врать, маленькие зрители всегда честные и открытые, если им спектакль понравился, они покажут это во время действия своей реакцией.
 
– В чем сила вашего творчества?
 
– В оптимизме. Меня можно назвать везунчиком: очень везло и с партнерами, и с режиссерами, я работал рядом с такими мэтрами театральной сцены, что большинство артистов могут только позавидовать. И чувство юмора, здоровая толика сарказма и самоирония меня по жизни так и держали.
 
Кстати, свой творческий потенциал Дмитрий Никифоров раскрывает не только на сцене театра куклы и актера «Буратино». Актера любят и ждут в ЦЭВД «Камертон», где он участвует в таких детских спектаклях, как «Волшебная мелодия», «Дюймовочка», – медвежонок, гномик, зайчик, солдатик и другие сказочные герои говорят на сцене его голосом. На протяжении двух лет он сотрудничает с камерным хором концертного объединения. В канун Женского дня мы увидели Дмитрия Никифорова на сцене в качестве прекрасного чтеца – поэзия Петрарки, Шекспира, Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Северянина, Бальмонта и Гете в музыкально-поэтической композиции «Благословим любовь» благодаря его мастерству становилась близкой и понятной. На вопросы публики, откуда появился такой замечательный артист, Дмитрий Никифоров ответил: «Приходите в «Буратино»! У нас там все такие».

Елена ПАВЕЛИНА / Служба новостей «МР» © 

«Полосатый рейс» тигрёнка. Добрая сказка о настоящей дружбе понравится и детям, и взрослым24 Июня 2016 в 06:34

В театре куклы и актера «Буратино» состоялась премьера спектакля «Как стать отважным».
 
Историю о том, что дружба сильнее всяких страхов, реализовал на сцене заслуженный артист России Александр Анкудинов.
 
Это его третья магнитогорская постановка, до этого были «Муха-цокотуха» и «Волшебное кольцо». Идею подсказала режиссеру жена, работающая в «Буратино» реквизитором и одновременно помощником режиссера. В детстве она посмотрела сказку Нины Гернет «Тигренок Петрик», и эти впечатления послужили эмоциональным зарядом для создания нового кукольного спектакля.
 
– Поскольку за основу мы взяли советскую пьесу, ее пришлось интерпретировать под современность, чтобы наш ребенок все понимал, – рассказывает Александр Анкудинов. – Например, у Нины Гернет отвагу ищут в книгах, а тигренок становится храбрым, помогая больной маме. я же решил поставить спектакль о дружбе. То есть, чтобы быть другом в какой-то компании, надо пройти определенные испытания.
 
В ходе спектакля маленькие зрители знакомятся с Петриком, симпатичным, но очень трусливым тигренком. «Какой же ты тигр, если всего боишься?» – донимают Петрика обитатели звериного царства. От страха ребенок сильной и зубастой кошки теряет самообладание, а вместе с ним и полоски на шерсти. Но когда Лисенок почувствовал себя плохо, отправиться за врачебной помощью из чувства дружбы вызывается Петрик. Буря, молния, гром, темнота леса и глубокое озеро – чего только не пришлось преодолеть главному герою! В конце концов Лисенок спасен, а к тигренку возвращаются его полоски.
 
Добро, сделанное для других, делает и тебя лучше. Об этом увлеченно рассказывают два состава молодых актеров, задействованных в спектакле. Тигренок – Женя Никитина и Саша Ягодкина, Жираф, Крокодил и Шмель – Кирилл Боровинский и Роман Табиев, Слоненок – Ринат Альмухаметов, обезьянки – Ольга Ситнова, Анна Зверева, Ирина Барановская и Татьяна Буравова. Атмосферу жаркого континента создает музыка из джазовых обработок и африканских барабанов. При минимуме декораций предметы на сцене многофункциональны и меняют свое предназначение за считанные минуты, как меняют форму и сами игрушки. Они, по признанию режиссера, составляют особую гордость спектакля:
 
– Если бы не замечательный художник Михаил Кривенко, многое бы в этом спектакле просто не получилось. Куклы придуманы так, чтобы ребенок, сидя в зале, мог сам дофантазировать: а кто это может быть? Мы решили, чтобы маленькие зрители немного включили воображение, и специально сделали детали, из которых можно создать самых разных животных.
 
Есть в спектакле момент удивительный – когда актеры, выстроившись тройками, продвигались по сцене, а на ногах у них устроились кукольные персонажи.
 
– Это наша придумка, – объяснили постановщики спектакля, – ранее иногда в спектаклях использовались большие, ростовые куклы, которые надевались так, чтобы человеческие ноги оказывались их ногами, мы же поместили их пониже. А вообще это африканские зайчики, дети, в отличие от взрослых, это сразу же понимают.
 
В общем, посмотреть новый спектакль будет интересно зрителям любого возраста, потому что языком кукольного театра здесь рассказывается о чувствах дружбы, умении преодолевать свои слабости в стремлении совершенствовать себя и окружающий мир.

Елена ПАВЕЛИНА / Служба новостей «МР» © 
 

Как тигрёнку вернуть полоски?24 Июня 2016 в 06:30

Режиссёр-постановщик - заслуженный артист России Александр Анкудинов - адаптировал пьесу Нины Гернет к восприятию современных мальчишек и девчонок.

Трогательная история о тигрёнке стала динамичнее и, сохранив основную сюжетную линию, обрела новые яркие детали и неожиданные повороты действия. Главная мысль пьесы - смелыми не рождаются, а становятся. Умение дружить тоже не приходит само собой: если хочешь, чтобы у тебя были друзья, сначала сам стань другом.

Тигрёнок Петрик слишком робок и нерешителен для будущего царя джунглей. Поэтому старый мудрый тигр забирает у него полоски до тех пор, пока тот не станет храбрым. Рыжему малышу, оставшемуся без чёрных полосок, предстоит на своей шкуре убедиться, что настоящее мужество - не в глупой браваде и ненужном риске, а в способности преодолеть свои страхи и протянуть руку, вернее, лапу помощи в беде. Сквозь жуткие леса и непролазные болота надо пройти Петрику, чтобы привести доктора к больному лисёнку. Когда переживаешь за друга и спешишь ему на выручку, самому пугаться просто некогда.Сказочные события происходят в далёкой Африке. Среди героев - крокодил, жираф, слон и другие обитатели джунглей. Художник-постановщик Михаил Кривенко создал их похожими на детские мягкие игрушки - чтобы стали для малышни узнаваемыми, родными и близкими. А благодаря мастерству актёров "Буратино" плюшевые зверята оживут и, уж не сомневайтесь, покажут характер - у каждого персонажа он свой, неповторимый.

В "Буратино" сложилась традиция делать детские спектакли многоуровневыми - чтобы и малыши заинтересовались, и взрослые получили удовольствие от просмотра. Такова и постановка "Хочу быть отважным". Родителей-меломанов особенно порадует музыка - завораживающие ритмы африканских барабанов в сочетании с великолепным джазом. Такое музыкальное оформление и малышам наверняка придётся по душе - уж точно не заскучают, а будут увлечённо следить за событиями, происходящими на сцене. И в финале спектакля узнают, как и почему проявляется истинная отвага.





Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!