Для более удобного использования сайта необходима авторизация
Я прочитал (-а) и соглашаюсь с политикой конфиденциальности данного сайта

Пресса

Хранительница души театра04 Февраля 2016 в 11:16

Ведущая актриса Магнитогорского театра куклы и актёра "Буратино" Татьяна Акулова 22 декабря отпразднует особенный день рождения - "две пятёрки".

Для Татьяны Геннадьевны уходящий год - счастливый в плане цифр. 55-летний юбилей, 33-я годовщина работы в "Буратино".

Правильная девочка, отличница и активистка из города Кунгура. Студентка Свердловского театрального училища, которой гремевший на всю страну магнитогорский театр казался недосягаемой мечтой. Начинающая актриса, стремительно вошедшая в обойму признанных профессионалов сцены  благодаря ролям Маугли в "Мы одной крови" и Эльзы в "Драконе" - спектаклях, вошедших в золотой фонд отечественного театра. Рита в искромётной комедии "За великое чувство любви", Таня в драме "Полонез Огинского", Счастливцев в "Лесе", бабушка-миллионерша в "Игроке", главная роль в бенефисном спектакле "Свободная пара", поставленном пять лет назад, к 50-летию актрисы…Судьба театра, а значит, и судьба его актёров складывалась непросто. Не раз приходилось выживать в трудные времена. Приходили и уходили режиссёры, у каждого - своё представление о том, как работать и в каком направлении развиваться. Менялись зрительские предпочтения и веяния моды. Но, при всех переменах - и к лучшему и к худшему, - душа театра живёт. Радуется и печалится, впитывает новое и сама учит чему-то и, взрослея и мудрея, по сути своей остаётся прежней - горячей и искренней. Татьяна Акулова вместила в себя частичку души легендарного театра. Удары жизни, коих выпало на её долю немало, не властны над внутренним светом, которым лучатся её глаза и улыбка.

Не меньше драматических любит Татьяна Акулова роли кукольные, например, Умку. К слову, в спектакле о белом медвежонке используется театральный приём "чёрный кабинет", когда одетые в чёрный бархат актёры практически не видны зрителю. Лица их закрыты чёрной сеткой, и, чуть собьёшься, - рискуешь наступить на ноги партнёру.

Курьёзы на сцене - дело обычное, но публика, как правило, ничего не успевает заметить. Татьяна Геннадьевна вспоминает, как однажды, когда её персонаж котёнок забирался на дерево, она за ширмой полетела с табурета. По счастью, обошлось без травм - а вот со смехом справиться было нелегко. Забавные ситуации на сцене возникают и тогда, когда напарник даёт неверную реплику. Бабка в "Игроке" ждёт предложения отдохнуть, чтобы ответить: "А что мне отдыхать-то, пять дней в вагоне сидела". А её спрашивают: "Что, и чаю не попьёте?"

Ещё со шраймановских времён любимым актёрским развлечением было "расколоть" партнёра на сцене - то есть рассмешить. Татьяна Акулова с улыбкой вспоминает, как в "Драконе" исполнители эпизодической роли санитаров как только не пытались выбить из колеи Евгения Терлецкого… Традиция сохранилась по сей день. Что ж, в творческой биографии "Буратино" столько юмористических постановок, что "хулиганство" на сцене выглядит вполне органично. Татьяна Геннадьевна, причисляющая себя к "старичкам", похулиганить ни за что не откажется. Потому в числе любимых - роль рыжего клоуна в "Мухе-цокотухе". Рыжий парик, накладной животик… Характерные роли Татьяна Акулова обожает. На заре актёрской карьеры, в бытность Виктора Шраймана главным режиссёром "Буратино", солнечная девушка Таня была востребована в ролях романтических героинь вроде Марты в "Том самом Мюнхгаузене". А Михаил Скоморохов открыл ей прелесть ролей возрастных. "Кого угодно могу сыграть - маму, тётю, бабушку. В профессиональном плане возраст мне не страшен", - говорит по-прежнему солнечная Татьяна Акулова с глазами Эльзы, повзрослевшая, но не очень-то изменившаяся за тридцать лет и три года на сцене. - Хватило бы здоровья - как без него со зрителями энергией делиться?" Восполняет запасы энергии благодаря тем же зрителям - когда в зале хохочут дети или же взрослые эмоционально реагируют на происходящее. А ещё благодаря книгам и спектаклям, хорошим фильмам.

По жизни она реалистка, в облаках витать не привыкла - разве что во время обдумывания важной роли бывает немного рассеянной. Ранимая и эмоциональная, она стала сильной и стойкой - а как иначе, если пришлось одной воспитывать дочь, работать на трёх работах. До недавнего времени подрабатывала в родном театре костюмером. Стирала костюмы до кровавых мозолей на пальцах, сорвала спину, таская груды одежды за кулисы, а сюртуки, подбитые ватином, весят немало. Нет, она не жалуется - просто вспоминает вехи трудовой биографии. Ныть и опускать руки не привыкла. А когда кажется, что нет больше сил, выбираться из депрессии помогает чувство самоиронии - посмеёшься над собой, и сразу легче.

На актёрской стезе были свои сложные периоды. Профессия зависимая, это общеизвестно. Бывает, режиссёру ближе кто-то другой, а тебе только и остаётся играть в массовке и эпизодах, терпеливо ждать роли. О талантливом режиссёре Игоре Ларине Татьяна Акулова отзывается с большим уважением, но и с осознанием: "Я была не его актриса". Впрочем, Счастливцев в "Лесе" Островского в её исполнении высоко оценён критиками, а для самой актрисы эта роль стала интересным опытом.

Сегодня она ощущает себя востребованной. Театр в эпоху Сергея Ягодкина радует разноплановым детским и взрослым репертуаром, интересными творческими наработками и доброй, тёплой атмосферой. Сергей Игоревич старается и привнести новое, и традиции сохранить. Главный режиссёр говорит о звезде театра с неподдельным уважением: "Актриса с чуткой, трепетной душой и огромным творческим потенциалом, с колоссальным опытом и ремесленными наработками".

Сама же она предельно критично относится к себе. А вот поучать молодёжь избегает, не желая обидеть, бестактно вмешаться в чей-то творческий процесс. Правда, может по-матерински пожурить молодёжь: "Больше надо дома над ролью работать!" Бывает, к ней так и обращаются: мама Таня.

Открытая, с прекрасным чувством юмора, она располагает к себе с первых слов - и всё же остаётся внутренне одиноким человеком. Дочь Лера уже шесть лет живёт в Екатеринбурге, круг общения узкий - товарищи по театру, немногие из которых стали друзьями. Но, говоря об одиночестве, сетует не на невнимание окружающих, а напротив, огорчается, что одинокая жизнь способствует тому, что отвыкаешь думать о других, становишься эгоистичнее. И Татьяна Геннадьевна цитирует Булата Окуджаву: "Давайте говорить друг другу комплименты". И желает всем нам, и в первую очередь себе, быть добрее и внимательнее друг к другу.

 

Елена Лещинская, 
Магнитогорский Металл от 19.12.2015





Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!