Для более удобного использования сайта необходима авторизация
Я прочитал (-а) и соглашаюсь с политикой конфиденциальности данного сайта

Пресса

Эпоха русского бунта29 Ноября 2021 в 11:03

ЭПОХА РУССКОГО БУНТА. “КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА” ВЕРНУЛАСЬ НА СЦЕНУ ТЕАТРА КУКОЛ “БУРАТИНО”

 

Источник: https://www.mr-info.ru/144593-epoha-russkogo-bunta-kapitanskaya-dochka-vernulas-na-stsenu-teatra-kukol-buratino.html

 

Является ли человек частью истории или история – основой развития человеческой личности? На этот вопрос пытается ответить спектакль «Капитанская дочка», который вновь вернулся на сцену театра кукол и актера «Буратино».

В свое время «Капитанская дочка» вошла в лонг-лист «Золотой маски», но после того, как режиссер спектакля Сергей Ягодкин и его супруга, Александра Ягодкина, исполнительница роли Маши, покинули театр, более чем на 3 года постановка исчезла из репертуара «Буратино». Весной этого года в театре задумались о ее восстановлении.

- Этот спектакль нужен нашим детям, которые растут на этой земле, - говорит директор театра Сергей Смирнов. – «Капитанская дочка» тесно связана с историей родного края, и поэтому необходимо нашим детям показывать его, рассказывать об истории.

Когда мы были на войне…

Пушкин недаром начинает свою повесть народной поговоркой «Береги честь смолоду». Петя Гринев в исполнении Кирилла Боровинского именно таков – прям, как как пущенная стрела, не желающий ни мириться с несправедливостью, ни изменять своей присяге. Он полон понятий о чести, юношеского максимализма и романтики, но в то же время – чист и добр душой. «Блаженны милостивые, ибо помилованы будут» -  и потому минует его и гнев бунтовщика-атамана, и царский гнев. Сам не замечая по юношеской простоте души, проходит он по тонкой ниточке и доходит до своей цели: «кто любит – тот любим, кто светел – тот и свят…».

Пожалуй, их роднит с Пугачевым то, что оба они – такие как есть, потому и находят они взаимопонимание – Пугачев видит в Гриневе сильную душу, не способную ни на трусость, ни на раболепие,– почти столь же сильную, как и свою собственную. Но, хотя повесть Пушкина написана от лица Петра Гринева, спектакль все же – от лица Емельяна Пугачева. Он его главный герой, на фоне судьбы которого остальные судьбы – лишь мимолетные отблески на воде. И знаковым становится притча о соколе и вороне, рассказанная им Петруше. Он – тот самый сокол, что предпочтет прожить жизнь краткую, но яркую, нежели 300 лет питаться падалью.

Как и у Пушкина, Емельян Пугачев, которого исполняет Сергей Меледин – фигура сложная и внешне противоречивая, но внутренне – лишенная противоречий. Не оправдывая и не обвиняя мятежника, спектакль следует пушкинскому тезису: «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!».

Удивительна работа кукла-человек. С помощью актеров и кукол различных размеров мы можем посмотреть на события и людей то будто бы издалека, а то, словно под лупой, приблизив их и увидев во всей тонкой работе человеческих чувств и порывов. Немногие из персонажей спектакля удостаиваются вочеловечивания – Петр и Маша, которую играет Ольга Кугай, да еще Екатерина в исполнении заслуженной артистки РФ Татьяны Акуловой. И лишь один остается не куклой, но кукловодом – сам Емельян Пугачев. В его руках завязаны все ниточки судеб, и, порой по прихоти своей, а порой и невольно дергает он их, то забавляясь, то удивляясь тому, как причудливо движутся они по его воле, но и его ниточка в чьих-то руках, и сколь веревочке не виться, но наступает финал.

Подкупает минималистичность декораций. По сути, декорацией стала сама бескрайняя русская зима – метаперсонаж спектакля. Ворочаясь парусами метели, задувая, сыпля серебром, останавливаясь на время, чтобы приблизить к глазу тот или иной эпизод, она вновь раздвигает свои бескрайние полотнища, мерещит, манит, кружит и отпускает, как волна прибоя, выбрасывая на мель. И только когда окончательно сорван ее покров, деревянный помост, что под этими бескрайними снегами, внезапно оказывается эшафотом.

Сцены постановки, как и главы у самого классика, чередуются народными песнями, и неспроста – в них сама душа казацкая, уральская, они отвечают чувствам и думам героев, становятся их своеобразным внутренним голосом.

Быть может, кого-то, как меня, эта постановка вдохновит перечитать отложенного со школьной скамьи классика, кого-то – обратиться к истории родного края (как знать, может на самом месте театра стояло пугачевское войско, готовясь напасть на крепость Магнитную), а кого-то поразмыслить о роли человека в истории или истории – в человеке, о том, учит ли она нас, или ленивые ученики вынуждены на своей шкуре повторять ее невыученные уроки.

Душа казачья

Премьера восстановленного спектакля, состоявшаяся 5 ноября, примечательна еще и тем, что это спектакль-бенефис Сергея Меледина, отметившего в октябре этого года свой 60-летний юбилей. Именно он – исполнитель роли Пугачева и он занимался восстановлением постановки.

- Сергей Меледин – наш замечательный актер, который отработал в театре более 30 лет, - говорит Сергей Смирнов. – Мы планировали этот спектакль в день его юбилея, однако в виду ряда сложностей нашего непростого времени пришлось его перенести. Сегодня здесь собралось немало зрителей, поклонников Сергея Алексеевича. Самое удивительное, что он не только актер, но и режиссер, и сегодня мы увидим его и в том, и в другом амплуа. И помимо того, что он прекрасный актер, режиссер, он еще и прекрасный человек. С ним всегда можно найти точки соприкосновения по любым вопросам. Я рад, что он работает в нашем театре и не планирует уходить на покой. Я не сомневаюсь, что он еще порадует нас прекрасными ролями и режиссерской работой. На следующий год мы планируем увидеть от него как от режиссера-постановщика спектакль по пушкинской «Сказке о мертвой царевне и 7 богатырях».

На «Капитанскую дочку» пришло немало представителей казачества, а предваряли его выступление ансамбля Дома дружбы народов «Станичники» и выставка казачьего оружия, сопровождаемая интересной лекцией командира кадетского корпуса станицы им. царевича Алексея подъесаула Владимира Чернева.

- Мы, представители станицы Магнитной с семьями, с казачками, казачатами пришли на постановку «Капитанской дочки», - говорит атаман станицы Магнитной, подъесаул Андрей Бережнев. - И пусть это кукольный театр, нам все это очень близко, потому что вы все знаете, что Пушкин, когда писал «Капитанскую дочку», взял прообразом взятие именно крепости Магнитной. И все события, которые описаны в произведении, именно таковы, как происходило исторически. Естественно, нам это близко – это единение казаков, общение, возможность прикоснуться к такому значимому событию.

Впрочем, читали ли сами казаки повесть классика и знают ли о роли казаков в этой истории – вопрос интересный. В постановке «Буратино» этот момент показан только намеками.

А завершился серьезный спектакль веселым театральным капустником в честь юбиляра. Сергею Меледину была вручена почетная грамота главы города Сергея Бердникова, а также шутливые подарки от товарищей по сцене. Отметим, что помимо «Буратино», Сергей Алексеевич работает еще и в театре драмы им. А. С. Пушкина, где зритель его знает по многим прекрасным ролям, поэтому на сцене появились актеры «Ханумы», чтобы поздравить юбиляра задорным грузинским тостом.

 

"Магнитогорский рабочий" 10.11.2021

Наталья Лопухова

 

Введите текст