Для более удобного использования сайта необходима авторизация
Я прочитал (-а) и соглашаюсь с политикой конфиденциальности данного сайта

Пресса

«Несерьезный юбилей». Магнитогорский театр куклы и актера отметил 45-летие21 Февраля 2018 в 10:53

В соответствии с заявленной в названии юбилейного капустника несерьезностью празднование началось с «несерьезной» пресс-конференции. Но за всем происходившим очевидно просматривалась очень серьезная подготовка.

В исторической последовательности

В гости к театру-юбиляру съехались из разных городов России и даже из-за рубежа те, кто когда-то начинал его славную летопись. За одним столом собрались несколько живых театральных легенд, которые были очень рады видеть друг друга после многолетней разлуки.

Первой в помещении театрального музея «Закулисье» появилась, как это и было когда-то в истории «Буратино», его первый директор, «мать театра» Тамара Либерман. Заслуга Тамары Александровны – приезд в наш город Виктора Шраймана, первого главного режиссера «Буратино» и основателя его невероятной для того времени художественной системы. Нынешний художественный руководитель Нижегородского театра юного зрителя в строгом соответствии с историческим сценарием явился на пресс-конференцию вторым.

Долгожданными гостями встречи были первый актер «Буратино» Евгений Терлецкий, ныне ведущий актер израильского театра «Гешер», театральный критик Ольга Глазунова, знавшая «Буратино» с первых его самостоятельных шагов. Сейчас Ольга Леонидовна заведует кабинетом театров для детей и театров кукол Союза театральных деятелей России. Принял участие в юбилейных торжествах бывший завлит «Буратино» и бывший журналист «Магнитогорского рабочего», верный летописец театра, ныне обозреватель «Новой газеты» Владимир Мозговой.

С «людьми из прошлого» в одной компании был «человек из будущего», нынешний главный режиссер «Буратино» Сергей Ягодкин, которого не зря хвалит Виктор Шрайман: в театре благодаря этому человеку продолжают жить лучшие традиции. Вопреки «временам и нравам» «не прервалась золотая нить», по выражению Ольги Глазуновой. А Сергей Игоревич неоднократно в тот вечер говорил, что «Буратино» - театр, перевернувший его жизнь задолго до того, как он стал его главным режиссером.

«Рассказы о Евгении Терлецком как об актере и о личности привели меня в профессию», - признался Ягодкин.

Рождение феномена

Датой рождения театра принято считать 7 февраля 1973 года, когда состоялась премьера «Необыкновенных приключений Буратино и его друзей», где сразу в пяти ролях блистал Евгений Терлецкий. А впереди у него была череда ярких сценических образов, ставших высокими образцами актерского мастерства.

А Ольга Глазунова вспомнила далекий 1972 год, когда она впервые увидела здание театра - теперь уже бывшее, где соседствовали химчистка, прокат, кафе «Буратино», у входа в которое стояла какая-то паралитичная фигура этого персонажа, напугавшая критика…

Уже через несколько лет Ольга Глазунова услышала похвалу «Буратино» от челябинского врача, ехавшего с ней в поезде. Наш театр знали и ждали во многих городах Союза и в столице – он был одним из самобытных проявлений мощного культурного феномена, вошедшего в историю театрального искусства и научные диссертации под названием «феномен «уральской зоны». Но когда все рождалось, ни Шрайман, ни его единомышленники не задумывались о своем месте в искусстве и о продолжателях. Зачастую приходилось потом видеть и досадные «продолжения» в виде «стоптанных художественных тапочек» - механических повторов.

«Или к черту в зубы, или в партию…»

Откуда мог взяться в эпоху застоя новый театр? Сам Виктор Шрайман считает точкой отсчета поездку в Варшаву на международный театральный фестиваль, ставший для него потрясением.

«Этот фестиваль меня освободил, сбросил все цепи, я понял, что в театре с точки зрения средств выразительности можно все. Я приехал другим человеком, свободным», - вспоминает Виктор Львович.

«Как только мы стали смотреть на кукольный спектакль как на ручей в общем потоке театра, не отделенный никакой китайской стеной, - исчезли ограничения», - писал в 1980-х, пытаясь осмыслить особенности «уральской зоны», Шрайман. Однако нужна была и благодатная почва, чтобы проросли семена творческой свободы.

«Это были дети шестидесятых», - говорит о людях, создававших «Буратино», Владимир Мозговой.

А дети 1960-х – это, прежде всего, удивительная внутренняя раскрепощенность. В результате их деятельности в Магнитогорске появился совсем не тот театр, которого ожидал Минкульт.

«Министерство культуры ждало от нас театра кукол в чистом виде. А мы создавали театр синтеза, где использовались средства драматического, музыкального, пластического театров», - говорит Виктор Шрайман.

Конечно, определенное давление со стороны власти режиссер ощущал – прямых запретов не было, но поступали рекомендации из таких органов, с которыми спорить было нельзя. Это неудивительно, ведь, например, в спектакле «Слон» звучала такая реплика героя: «Или к черту в зубы, или в партию. Все равно не страшно помирать».

Режиссеры, представлявшие творческое содружество «уральской зоны», на первом зональном фестивале приняли своим девизом киплинговское «Мы одной крови». Виктор Шрайман, Роман Виндерман (Свердловск), Валерий Вольховский (Челябинск), Михаил Хусид (Челябинск, Тюмень, Оренбург) брали на себя смелость выражать посредством кукольного театра отнюдь не «детские» идеи.

В репертуар уральских театров вошла «нетеатральная» литература, в пространство самого кукольного спектакля вписались актеры, маски, предметы, шел поиск новых форм взаимодействия. В Тюмени, например, работал театр куклы, актера и предмета. Актер перестал быть просто кукловодом, на сцене стали возможными философские размышления о свободе и несвободе, о серьезном и игровом.

По мнению Владимира Мозгового, лучшим спектаклем, который «аккумулировал все», был «Дом, который построил Свифт». Он и стал «прощальным приветом» той художественной системы и творцов-шестидесятников, каждый из которых, расставшись с любимым детищем, получил звездное творческое «продолжение». Но все эти годы они продолжают с любовью вспоминать прошлое.

«"Буратино" дал мне смысл жизни», - эти слова, сказанные со сцены Виктором Шрайманом, дорогого стоят.

Пусть повторение прошлого невозможно, но дух той эпохи жив. Он ощущается в театре, а его средоточием стал замечательный театральный музей «Закулисье», где каждый зритель «Буратино» может познакомиться с экспонатами-свидетелями «золотого века».

Скульптурная композиция в подарок

Озорной и хулиганский дух «Буратино» царил на праздничном капустнике «Несерьезного юбилея». Звучали анекдоты из театральной реальности, не меньше положительных эмоций вызвали выступления актеров - лауреатов и дипломантов всероссийского конкурса актерской песни Александры Ягодкиной, Марии Меньшиковой, Ирины Барановской, Евгении Никитиной, Вадима Говорского и других артистов.

Свои поздравления и теплые слова театру адресовали заместитель главы города Александр Хохлов, помощник председателя городского Собрания Сергей Топорков, начальник городского управления культуры Александр Логинов, - все они признались, что на их души когда-то повлияли незабываемые спектакли «Буратино». Тамара Либерман озвучила поздравление в адрес театра от Министерства культуры Челябинской области, Ольга Глазунова – от Союза театральных деятелей России. Одним из «гвоздей» программы стало поэтическое поздравление Евгения Терлецкого.

В честь юбилея многие сотрудники и артисты театра были удостоены почетных грамот и благодарностей главы Магнитогорска, министерства культуры Челябинской области, Союза театральных деятелей России, МГСД, управления культуры администрации Магнитогорска, городского комитета профсоюза работников культуры.

Театр принял в этот вечер немало подарков – наверняка по сердцу буратиновцам пришлись творческие приношения от коллег по цеху, памятный альбом с фотографиями и газетными рецензиями от Тамары Либерман, книга знаменитого критика Хенрика Юрковского от Ольги Глазуновой и многое другое. А самым грандиозным стал, наверное, подарок от города - скульптурная композиция «Буратино», которую скоро установят перед зданием театра. Она наверняка гораздо точнее отразит дух учреждения, чем тот Буратино, что пугал своим видом первых зрителей 1970-х.

Елена Куклина, "Магнитогорский рабочий",

14.02.2018

Юный, весёлый, дерзкий21 Февраля 2018 в 09:35

Магнитогорский театр куклы и актёра "Буратино" отметил 45-летие.

Чем дальше уходит в историю эпоха, тем больше о ней слагают легенд. Семидесятые годы, кажется, были совсем недавно, рукой подать. И всё же они окутаны флёром романтики. Время контрастов: застой - и взлёт искусства, запреты - и творческие прорывы. Кухни в квартирах интеллигенции, на которых можно было делиться сокровенным… И домашний, свой, родной, по-кухонному - в высоком смысле этого слова - тёплый театр "Буратино".

У каждого свой

Сюда приходили не отдыхать - говорить о главном, наболевшем. Архивные плёнки передают выражение напряжённого внимания на лицах зрителей и всецелой поглощённости публики происходящим на сцене. Спектакли "Буратино" словно каждый раз рождались заново - в сотворчестве с маленьким залом, в котором яблоку упасть было негде. Помните, в старом "Буратино" - сейчас это Магнитогорское концертное объединение - стояли не уютные кресла, а скамьи - чтобы вместилось больше людей. Порою, изнывая от скуки на пафосных мероприятиях в престижных залах и ёрзая на мягком велюре, вспоминаю буратиновские спектакли и думаю: а ведь и сидеть на деревяшках было удобно, и время летело незаметно.

В силу возраста не застала первые постановки Виктора Шраймана. Но ровесники моих родителей говорили о юности "Буратино" так, что дух захватывало. Помню, когда в пединституте в киноклубе "Сталкер" показывали видеозапись "Дракона", аудитория была битком. Впечатление было сильным - и всё же наверняка сидящие в зале ощущали всё гораздо острее. Магия живого искусства - будь то театральный спектакль, концерт или творческая встреча - не поддаётся воспроизведению. Не раз сталкивалась с парадоксом: человек, побывавший на том или ином событии "живьём", безудержно восхищается, показывает запись… ну да, здорово, но не восторг-восторг. Что ж, вполне логично: чувство сотворчества, сопричастности, резонанса между актёрами и зрителями надо переживать самому, "здесь и сейчас".

Вот и свой любимый спектакль - "Дом, который построил Свифт" - многократно смотрела в записи, надеясь ощутить творящееся во время представления волшебство. Это удавалось лишь отчасти - благодаря воспоминаниям. Дважды видела "Свифта" вживую - и это были завершающие спектакли, лебединая песня "старого" "Буратино".

Пожалуй, "Буратино" у каждого свой - и у седовласых мужей, и у детворы, которая сегодня постигает мир театра, пробуя себя в роли кукловодов в музее "Закулисье" и участвуя в интерактивных постановках для малышей на малой сцене. Предугадать дальнейшую биографию театра невозможно, да и неблагодарное это занятие, но хочется, чтобы она оставалась такой же интересной, как в эпоху Шраймана.

К слову: историю "Буратино" 70-80-х годов не только "проходят" в театральных вузах - более того, театроведы пишут диссертации, призванные исследовать феномен творческой уникальности и фантастической востребованности маленького провинциального театра.

Что остаётся от сказки потом?..

В музыкальном спектакле "Алиса в Стране чудес" Додо поёт голосом Владимира Высоцкого: "Что остаётся от сказки потом, после того как её рассказали?" Наверное, то же, что осталось от эпохи "старого" "Буратино", - ощущение прикосновения к чуду, изменившему твою жизнь. Красноречивый факт: именно творчество первого актёра "Буратино" Евгения Терлецкого когда-то повлияло на выбор профессии теперешнего художественного руководителя, главного режиссёра театра Сергея Ягодкина.

Когда театр поздравляли с 45-летием, многие выступающие делились воспоминаниями юности.

- Я видел премьерный спектакль - "Буратино", с которого начался отсчёт истории театра! Это было 7 февраля 1973 года! - будто и сам удивляется своему невероятному везению Сергей Топорков, заместитель председателя Магнитогорского городского Собрания депутатов.

- "Буратино" - наша юность, мы были на всех спектаклях! - едва сдерживает волнение заместитель главы Магнитогорска Александр Хохлов. И говорит о подарке театру от главы города Сергея Бердникова: в этом году будет установлена скульптура озорного мальчишки, который подарил море радости нескольким поколениям зрителей, а сам остался "весёлым, дерзким, шумным".

Начальник управления культуры Александр Логинов так же тепло поздравил театр, ставший одним из брендов Магнитки. Звучали наполненные искренней любовью слова друзей театра, в числе которых его шефы - ООО "Объединённая сервисная компания", одно из знаковых предприятий Группы ПАО "ММК". Депутат Магнитогорского городского Собрания по избирательному округу № 22 главный инженер ОСК Павел Бовшик - друг театра, всегда готовый откликнуться и помочь. Поздравить "Буратино" пришёл его помощник Юрий Сёмушкин. Вручив цветы и памятную кепку директору театра Алфие Рахимовой, он рассказал об экскурсии коллектива "Буратино" на Магнитогорский металлургический комбинат. Сотрудники ОСК и их семьи с удовольствием приходят на спектакли - почему бы творческим людям не дать возможность увидеть красоту горячего металла, величие стана "5000" и поражающую воображение спокойную мощь градообразующего предприятия. Экскурсия на легендарный металлургический гигант стала прекрасным подарком к юбилею легендарного театра.

Легенда, ещё легенда…

Кстати, самое трудное, когда говоришь о славной истории "Буратино", не повторять по пять раз на абзац слово "легендарный". Легендарными называют и отцов-основателей театра - и матерей, конечно, тоже! Напомню: инициатором создания в Магнитогорске театра куклы и актёра была Тамара Либерман, первый директор театра.

Она и на пресс-конференцию, предварявшую празднование 45-летия "Буратино", пришла первой - переполненная эмоциями, энергичная, улыбчивая. Когда-то она пригласила в Магнитогорск Виктора Шраймана, совершившего настоящую революцию в мире Мельпомены. Виктор Львович, ныне - художественный руководитель Нижегородского театра юного зрителя, появился вслед за Тамарой Александровной. Приехал на юбилей родного театра и гость из-за рубежа, блистательный актёр Евгений Терлецкий - кумир магнитогорской публики. С 1991 года он работает ведущим актёром израильского театра "Гешер", играет на русском и иврите. В Магнитогорске не был десять лет, с позапрошлого юбилея театра. Здесь Евгения Терлецкого всегда ждут. Но, как бы ни хотелось ревнивым поклонникам его таланта думать, что нигде Евгения Владимировича не будут любить так, как здесь, он своими зрителями безоговорочно обожаем - и в России, и в Израиле. И ничего удивительного: Терлецкому достаточно бровью повести - и зал будет лежать от хохота или плакать. Когда во время чествования "Буратино" - уже на сцене, перед широкой публикой - его благодарили за приезд, он вдруг из живчика, над которым, кажется, не властно время, превратился в карикатурного глуховатого дедулю. И на пожелание непременно приехать через пять лет на полувековой юбилей ответил: "Присылайте за мной санитарный самолёт!" А потом, стряхнув с себя напускную дряхлость, прочёл искромётные стихи, посвящённые Тамаре Либерман, - они были написаны им ещё в далёкие семидесятые.

Желанными гостями издалека стали также театральный критик, заведующая кабинетом театров для детей и театров кукол Союза театральных деятелей России Ольга Глазунова, знавшая "Буратино" со дня его основания, и бывший завлит "Буратино" и журналист "Магнитогорского рабочего", ныне обозреватель "Новой газеты" Владимир Мозговой. И, конечно, на встрече с журналистами был Сергей Ягодкин - нынешний капитан корабля по имени "Буратино".

Гости говорили о том, как преобразился театр за последние несколько лет: когда-то новое здание казалось неродным, неуютным, холодным, и вот в него вдохнули душу. Добрые слова звучали о чудесном музее "Закулисье", где проходила пресс-конференция.

Между прошлым и будущим

Пересказать состоявшийся разговор на газетной полосе, пожалуй, так же невозможно, как в видеозаписи сохранить во всей полноте магию живого спектакля. Это была не просто встреча с прессой - это была встреча с городом, с юностью, друг с другом после долгой-долгой разлуки. И мой порыв вцепиться и расспрашивать гасился желанием сидеть и благоговеть перед кумирами детства и юности, которые охотно и искренне отвечали на вопросы, а ещё обменивались шутками и весело пикировались.

- Помню, как однажды заменял заболевшего артиста и играл лягушку в спектакле "Буратино", - с улыбкой говорит Виктор Шрайман. - Когда вместе квакания нечаянно закудахтал, актриса, игравшая главную роль и не дождавшаяся нужной реплики, сказала: "Ничего не понятно, но ясно одно: пора спасаться!"

Время пресс-конференции пролетело быстро, и гостям стало действительно пора спасаться - от жаждущих общения журналистов. До начала празднования осталось совсем немного времени.

А потом было впечатляющее торжество - перемежающаяся поздравлениями концертная программа с участием актёров "Буратино", драматического театра имени А. С. Пушкина и театра оперы и балета. После антракта было зрелищное представление, в котором буффонаду сменяли пронзительно-лирические сценические зарисовки и яркие музыкальные номера. А на прощание - фейерверк из конфетти и обещание новых встреч.

Елена Лещинская, "Магнитогорский металл",

20.02.2018

Величайшее событие в жизни города. «Буратино» отметил «Несерьезный юбилей»21 Февраля 2018 в 09:00

На прошлой неделе, 9 февраля, 45-ый день рождения отпраздновал театр куклы и актера «Буратино»

Поздравить любимый театр с днем рождения приехали отцы-основатели театра – первый главный режиссер Виктор Шрайман приехал из Нижнего Новогорода, из Израиля – актер Евгений Терлецкий, а из Челябинска – первый директор театра Тамара Либерман. Были в числе гостей и друзья театра – Ольга Глазунова – заведующая Кабинетом детских театров и театров кукол СТД РФ, композитор Артур Бат-Очир, известный российский журналист, работавший завлитом «Буратино» Владимир Мозговой, а также представители администрации города, депутаты, спонсоры, партнеры, и конечно же верные зрители.

Перед началом праздника журналисты встретились с почетными гостями на пресс-конференции. Сами гости тоже были рады встрече – друг с другом. Пресс-конференция прошла очень душевно – участники делились воспоминаниями и рассказывали трогательные истории из жизни «Буратино». Подробный отчет об этом появится на сайте в самое ближайшее время.

«Несерьезный юбилей» – так назвали «буратиновцы» свой 45-й день рождения – проходил в формате капустника в двух отделениях. В первом творческие номера сменялись поздравлениями и выступлениями гостей, во втором свой театральный подарок для друзей и гостей презентовал коллектив театра.

По традиции первыми поздравить именинников на сцену вышли представители администрации города и депутатского корпуса. Вице-мэр Александр Хохлов отметил, что юбилей «Буратино» – это величайшее событие в жизни города Магнитогорска и не театральной, и не какой-то культурной, а просто в жизни города. Поведал, что подарком театру станет скульптура Буратино перед зданием театра, которую обязательно установят в 2018 году, и передал привет от главы города Сергея Бердникова.

«Мы помним каждый спектакль, каждый жест актера, каждое слово которое доносилось со сцены. Мы воспитаны на этом театре, мы его любим и желаем вам дальнейшего процветания», – поделился Александр Хохлов воспоминаниями из своей студенческой жизни».

Руководитель управления культуры Александр Логинов рассказал, что познакомился с театром в школьном возрасте:

«Ходил, смотрел, восхищался. Театр формировал мою душу. В целом детский театр наверное вне времени вне пространства. 45 лет для него ничего не значит, так как дети постоянно вырастают и приходят новые дети, для которых вы работаете. Здесь закладываются наше будущее. Вы работаете очень искренне, профессионально, постоянно что-то придумываете. Эти новые фишки – малый зал – практически с грудного возраста приучаете детей ходить в театр. Интерактивный театр «Закулисье», где можно своими руками не только сделать куклу, но еще и сыграть спектакль. Это различные гастроли, участие в конкурсах и фестивалях, поющие актеры театра – это тоже очень интересно».

Затем на сцену вышли почетные гости: Тамара Либерман, Виктор Шрайман, Евгений Терлецкий, Ольга Глазунова.

«Ходил, смотрел, восхищался. Театр формировал мою душу. В целом детский театр наверное вне времени вне пространства. 45 лет для него ничего не значит, так как дети постоянно вырастают и приходят новые дети, для которых вы работаете. Здесь закладываются наше будущее. Вы работаете очень искренне, профессионально, постоянно что-то придумываете. Эти новые фишки – малый зал – практически с грудного возраста приучаете детей ходить в театр. Интерактивный театр «Закулисье», где можно своими руками не только сделать куклу, но еще и сыграть спектакль. Это различные гастроли, участие в конкурсах и фестивалях, поющие актеры театра – это тоже очень интересно».

Затем на сцену вышли почетные гости: Тамара Либерман, Виктор Шрайман, Евгений Терлецкий, Ольга Глазунова.

«Театр, признанный по праву одним из лучших кукольных театров России, театр – достойный продолжатель традиций своих предшественников. Несколько десятков лет я с большой радостью наблюдаю за успехами своего любимого театра, радуюсь их удачам», – Тамара Либерман отметила успехи «Буратино» в настоящее время и подарила альбом, который собирала на протяжении многих лет – историю театра, запечатленную на фотографиях, в статьях, в рецензиях и отзывах зрителей».

Виктор Шрайман произнес очень трогательную речь:

«Два основных чувства, которые я испытываю: чувство нежности и любви к тем, кто когда-то со мной начинал этот дом строить, и чувство огромной благодарности к тем, кто сегодня продолжает тут жить и работать так, чтобы этот дом существовал. Театр «Буратино» дал мне самое главное: смысл жизни. Каждый из нас, кто начинал это дело, имеет право сказать: «Мне есть что спеть, представ перед Всевышним, мне есть чем оправдаться перед ним». Спасибо тебе за это, «Буратино»!

Евгений Терлецкий читал свои потрясающие юмористические стихи, в которых рассказывал о начале творческой карьеры в театре «Буратино».

– Виктор Львович с моей помощью вывел формулу работы с куклой, которую пользуются сейчас все кукольники мира:

«А теперь начнем занятья, – Мне он строго говорит. – «Видишь куклу – лезь под платье Там нащупаешь гапит. Только кукле влез под шмотку, Ей над головой тряси И слова раздельно, четко Тряске в такт произноси. Так что ты работай споро Место знай свое в строю. Если хочешь стать актером Попадай в мою струю».

Ольга Глазунова передала «Буратино» поздравления от председателя СТД Александра Калягина.

«Очень приятно, что меня включили в такую славную компанию. Театр знаю со дня его создания. Я помню свой приезд в Магнитку и приход в театр. Этот театр сегодня легенда, не зря студенты в Петербурге на факультете театроведческом пишут диссертации о «Буратино», Шраймане. Это уже знак, что театр сохранил себя на века, – рассказала собравшимся Ольга Глазунова. – Я не была в Магнитогорске 20 лет, не была в этом новом здании, и немножко страшно было ехать, думала, что же я увижу. Меня очень тронуло, что театр красивый, живой, потрясающий музей, потрясающее фойе. Это говорит о том, что здесь живут люди, которые отдают этому душу сердце. Я уверена, что театр живет и будет жить какой-то особенной новой жизнью. Но она будет не менее прекрасной, чем прошлое».

На празднике прозвучала еще масса поздравлений. Артистам и сотрудникам театра были вручены грамоты администрации города, МГСД, профсоюза работников культуры, а главный режиссер театра куклы и актера "Буратино" Сергей Ягодкин и актриса Евгения Никитина были отмечены грамотами Министерства культуры Челябиской области. Тут же коллектив театра отметил благодарностями своих партнеров и спонсоров. Завершил «Несерьезный юбилей» праздничный фуршет.

"Верстов.Инфо"

18.02.2018

Праздник-то у всего города! Сергей Бердников рассказал о подарке для «Буратино»21 Февраля 2018 в 08:27

В январе 1972 года исполком Магнитогорского горсовета принял решение о создании в городе театра кукол.

Первым директором театра была Тамара Либерман. Главным режиссером и главным художником нового театра стали Виктор Шрайман и Марк Борнштейн. А первым поставленным спектаклем были «Необыкновенные приключения Буратино и его друзей». Премьера сказки об озорном деревянном мальчишке состоялась 7 февраля 1973 года — этот день театр считает днём своего рождения.

В этом году «Буратино» отмечает важную дату 9 февраля. Коллектив театра подготовил в честь 45-летнего юбилея большую праздничную программу. Поздравить с днем рождения родной театр приехали его основатели - художественный руководитель Нижегородского театра юного зрителя, ведущий специалист театров кукол России, первый главный режиссёр театра «Буратино» Виктор Шрайман; ведущий актёр театра «Гешер» (Израиль), ведущий актёр театра «Буратино» с 1972 по 1990 год Евгений Терлецкий; общественный и театральный деятель, первый директор «Буратино» Тамара Либерман.

Сегодня театр ждет в гости заведующую кабинетом театров для детей и театров кукол СТД РФ Ольгу Глазунову, главу города Сергея Бердникова, руководителя управления культуры Магнитогорска Александра Логинова.

О том, какой подарок готовит администрация города в честь 45-летия театра, глава города Сергей Бердников рассказал в пятницу утром на аппаратном совещании.

«Прекрасный коллектив, мы видели его достижения, - сообщил Сергей Бердников участникам совещания. - Будучи там, я увидел профессиональную работу людей, которые работают с куклами, декорациями, увидел таких неравнодушных людей, которые всем этим занимаются круглые сутки. Действительно, есть такие категории людей, которые отдаются своей работе, искусству вот так полностью, с головой. Их много, в том числе в коллективе театра «Буратино». Мы сделаем подарок в этом году - поставим скульптуру Буратино, которая будет отражать суть этого коллектива, этого заведения. С праздником надо поздравить и наших горожан: это наш, наверное, праздник, что у нас есть такой прекрасный коллектив. Праздник то у них, а праздновать будем мы!»

"Верстов.Инфо"

09.02.2018

В «Буратино» встретились прошлое и настоящее21 Февраля 2018 в 06:47

В этом году легендарный театр куклы и актера отмечает 45 лет. Поздравить юбиляров приехали основатели храма искусства в Магнитогорске.

«Буратино» - Уральская аномалия

Они не виделись много лет. И после большого перерыва снова вместе. Теплая встреча, воспоминания о минувших годах. За пару часов до праздничного «капустника» в театре состоялась пресс-конференция. Перед журналистами предстали маститые гости - первый директор «Буратино» Тамара Либерман, его основатель и первый главный режиссер театра Виктор Шрайман, ведущий актер Евгений Терлецкий и другие почетные участники «круглого стола». И сразу к оппонентам вопрос: изменился ли театр за последние годы?

- Хорошо помню старое здание. Оно не сразу стало родным: обшарпанное помещение, рядом с которым соседствовали кафе, химчистка. Но стоит отметить, что уже тогда магнитогорский театр куклы и актера называли Уральской аномалией. Он стал знаменит и любим публикой, - говорит заведующая кабинетом театров для детей и театров кукол СТД РФ Ольга Глазунова.

«А какой был Шакал!»

Все началось теперь уже в далеком 1972 году. Однако днем рождения «Буратино» принято считать 7 февраля 1973-го. Именно в этот день состоялась премьера спектакля для юных зрителей «Необыкновенные приключения Буратино и его друзей». Джузеппе, Дуремар, Пьеро… Одновременно пять ролей в первой постановке сыграл Евгений Терлецкий. Впрочем, горожане знают его еще как Мюнхгаузена, Глюма, Шакала и по другим ярким ролям. Магнитогорскому дому кукол артист прослужил 18 лет. Сегодня ведущий актер театра «Гешер» живет в Израиле.

- В «Буратино» я был десять лет назад. И могу сказать, что сейчас в театре стало гораздо теплее. А спектакли я еще посмотрю, - говорит Евгений Терлецкий.

«В театре можно все!»

Когда служители театра почувствовали славу - точно сказать они не могут. Говорят, им некогда было думать об этом. Они заканчивали одну работу, а потом жадно принимались за другую. «Мы ловили кайф от творчества!»

На встрече с журналистами Виктор Шрайман вспомнил поездку на международный фестиваль в Польшу. Говорит, она изменила его жизнь:

«Я понял: в театре можно все! Приехал словно другим человеком».

Говорили и о том времени, когда новаторство, казалось бы, воспринималось в штыки. Однако прямых запретов тогда не было, говорят участники. Поступали некоторые указания, с которыми нельзя было спорить.

- Спектакль «Слон». Его было страшно репетировать. Там герой говорит: «Или к черту в зубы или в партию? Все равно помирать». В контексте того времени это было не смешно. Министерство культуры вмешивалось в работу. Оно считало, что мы выходим из колыбели чистого театра кукол. А на самом деле мы создавали театр синтеза, где использовались средства драматического, музыкального, пластического театров, - говорит Виктор Львович.

В завершение встречи Тамара Либерман достала подарок - толстый альбом, в котором бережно собраны фотографии и вырезки из газет. На них лица и строчки любимых артистов, а также события, связанные с их театральной жизнью.

«45 - с нами Ягодкин опять...»

А потом начался «капустник». На сцене актеры играли, шутили и вспоминали курьезные случаи из жизни. Например, Евгений Терлецкий после спектакля очень долго выходил из образа и часто приходил домой в гриме. А еще с его помощью была выведена формула работы с куклой:

«А теперь начнем занятие,

Мне он строго говорит:

- Видишь куклу, лезь под платье,

Там нащупаешь гапит,

Только кукле влез под шмотку -

Ей над головой тряси 

И слова раздельно четко тряске в такт произноси».

В этот вечер театр принимал поздравления и подарки. Одним из них стала скульптурная композиция«Буратино». Ее город пообещал установить в этом юбилейном году.

Ольга Сухоплюева, "МАГСИТИ74"

10.02.2018





Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!