Магнитогорский театр куклы и актёра "Буратино" | О театре | Пресса
Войдите, чтобы иметь возможность оставлять отзывы
Я прочитал (-а) и соглашаюсь с политикой конфиденциальности данного сайта

Пресса

За творческий поиск. Экс-главреж «Буратино» получил спецприз за «Петю и Волка»05 Октября 2018 в 11:37

Театральная версия симфонической сказки Сергея Прокофьева «Петя и Волк» была отмечена на международном фестивале.

Магнитогорский театр куклы и актера «Буратино» принял участие в международном театральном фестивале «Петрушка Великий», проходившем в Екатеринбурге с 14 по 18 сентября.

На фестиваль поступило более 100 заявок на участие. По итогам конкурсного отбора в программу вошли 18 спектаклей из 6 стран мира. В том числе работа магнитогорского театра «Буратино» «Петя и Волк» по симфонической сказке Сергея Прокофьева. Премьера спектакля состоялась в июне 2017 года.

По итогам фестиваля режиссер постановки Сергей Ягодкин получил специальный диплом жюри за поиск сценического воплощения симфонической сказки Сергея Прокофьева.

Гран-при получили спектакли «Комната Герды» театра «Особняк» из Санкт-Петербурга и «Дон Кихот» Екатеринбургского театра кукол.

«Верстов.Инфо»

23.09.2018

Петя, Волк и международный фестиваль05 Октября 2018 в 11:33

На международном фестивале театров кукол «Петрушка Великий», состоявшемся в Екатеринбурге, режиссёр спектакля Магнитогорского театра куклы и актёра «Буратино» «Петя и Волк» (6 ) Сергей Ягодкин был отмечен специальным дипломом жюри – «За поиск сценического воплощения симфонической сказки С. Прокофьева».

С этого театрального сезона Сергей Игоревич трудится в пермском театре «У моста», но оставил яркий след в истории театра «Буратино», где по-прежнему с успехом идут его постановки.

В спектакле «Петя и Волк» Сергей Ягодкин реализовал нетривиальный подход к симфонической сказке, призванной развивать образное видение музыки у малышей. Что в происходящем – реальность, а что – плод воображения пионера Пети? Сквозь, казалось бы, незамысловатый сюжет проступает глубокий философский вопрос: об ответственности художника за фантазии, которые он выпускает в мир. Ведь каждый ребёнок по сути – художник, а в душе каждого взрослого сохранился уголок, где живёт детство.

В спектакле «Петя и Волк» Сергей Ягодкин реализовал нетривиальный подход к симфонической сказке, призванной развивать образное видение музыки у малышей. Что в происходящем – реальность, а что – плод воображения пионера Пети? Сквозь, казалось бы, незамысловатый сюжет проступает глубокий философский вопрос: об ответственности художника за фантазии, которые он выпускает в мир. Ведь каждый ребёнок по сути – художник, а в душе каждого взрослого сохранился уголок, где живёт детство.

Изюминка постановки – сотворчество, ведь мальчишкам и девчонкам приходится включить фантазию на полную катушку. И осознать, что условность театрального действа – не ущербность его по отношению к «навороченным» киноэффектам, а отличительная особенность, призванная пробудить в зрителе творца.

«Магнитогорский Металл»

20.09.2018

Восемьдесят первый пошёл!05 Октября 2018 в 11:29

Старт нового театрального сезона в Магнитогорске традиционно был дан "Карнавалом у Пушкина".

Противный холодный ветер не сорвал общегородского праздника, у которого уже появились свои фанаты. Именно они вытребовали свой карнавал, когда пару лет основной его организатор, художник драматического театра А. С. Пушкина Александр Яковлев, устав от ежегодных энергетических да и финансовых затрат, попробовал отказаться от своего детища.

В недоумении оказались и творческие коллективы города - помню, Яковлев смеялся, возрождая карнавал: в первый год приходилось долго объяснять творцам Магнитки, для чего нужен карнавал, теперь они сами уговаривают не отказываться от него. Он и не отказался - но в этом году немного отошёл в сторону, занявшись более актуальными задачами, отдав организацию фестиваля руководству театра А. С. Пушкина и городской администрации.

Яркое открытие - попурри на всеми любимые хиты шестидесятых в исполнении ведущих актёров театра. Клишированные яркие летние платья, ретро-причёски - всё это безжалостно трепал ветер, и без бинокля были видны мурашки на руках актёров. Но профессионалы даже глазом не моргнули - разве что танцы стали ещё более активными. А какие все красивые! А как соскучились по публике, рассылая зрителям - всем и каждому - воздушные поцелуи!

В ожидании апологетов магнитогорского искусства - городских театров Пушкина, "Буратино" и оперы и балета - всё больше зрителей традиционно собирались вокруг главной сцены у центрального входа в драмтеатр. Но в этот раз их ожидал сюрприз: вместе с признанными любимцами магнитогорских театральных подмостков на сцену поднимались и детские оркестры, и детские народные коллективы, и будущие артисты - студенты актёрского факультета консерватории, и даже рок-музыканты. Это, пожалуй, главная корректировка нынешнего карнавала: сделать пространство его проведения более лаконичным, сконцентрированным и потому доступным для максимального числа зрителей. Так, сцена рок-музыкантов, всегда располагавшаяся у бокового входа в театр, в этом году перенесена на главную. И пусть не всем ортодоксальным театралам это нравилось - зато более молодые и открытые всему новому с удовольствием плясали заводной рок-н-рол, собирая вокруг себя десятки фотографов. После выступлений рокеров - святая традиция хозяев карнавала: визитки спектаклей театра Пушкина - "Повести Белкина", "Женитьба", Red Hot Mamas, "Двенадцатая ночь"…

В фойе второго этажа один за другим идут мастер-классы. К примеру, всех желающих учат накладывать грим. Ну то есть как всех желающих - тех, кто записался заранее, и это правило карнавала.

Гримёр-профессионал предлагает симпатичному молодому человеку с русыми волосами: "А давайте сделаем из вас пожилого грузина?"

Тот смущённо соглашается, садится на стул. Промокнув его челюсть поролоновой кисточкой - как бы "нанося" щетину, мастер, отодвинувшись, задумывается на пару секунд и выдаёт решительно: "Нет, будете грузином молодым". Зато из другого - лысоватого брутала со взглядом интеллектуала - решительно "лепит" с помощью парика и грима простоватого дачника-выпивоху. Торопливости нет, но время чётко отслеживается: здесь же чуть позднее пройдут мастер-классы по технике речи, сценическому движению, а также кукловождению от театра "Буратино" - его особенно нетерпеливо ждут детки, которым было обещано не просто посмотреть на кукол, а потрогать и попробовать поуправлять ими.

- Не успела записаться на мастер-класс, - мама Яна, держа за руку сына и дочь, нацелена любыми путями попасть к актрисам театра "Буратино" Зинаиде Бондаревской и Татьяне Акуловой. - Дети обожают театр "Буратино", так просились кукол "потрогать". Нам сказали, если кто-то из записавшихся не придёт, мы сможем пройти.

Забегая вперёд: Яна на мастер-класс прошла - хотя все записавшиеся тоже заявились. Ожидаемый аншлаг был и на секции детских чтений "Мамины сказки": на ней сначала Анна Дашук читала стихи Агнии Барто, затем Елена Лукманова декламировала "Сказку про Сашу Пабузина и Грустную Лошадь", а после заслуженная артистка России Надежда Лаврова читала рассказы про Чука и Гека. А ближе к вечеру театралы и любители поэзии с нетерпением ожидали актрису театра Пушкина Елену Кононенко - она приготовила моноспектакль "Последний румянец" по произведениям Марины Цветаевой.

Поэтический балкон, потеряв истинный смысл названия, когда переехал с театрального балкона, нынче располагается в служебном помещении театра - в декорационное помещение на втором этаже ведёт лестница с фактурно и даже творчески облупившейся многослойной и потому разноцветной штукатуркой на стене. В самой комнате темно: чёрные стены, приглушённый свет, чёрный задник и почему-то обязательно тёмные костюмы выступающих, порядок выхода на сцену которых чётко расписан на часы вперёд. Руководитель поэтической секции, литературный критик Татьяна Таянова, стоически выслушавшая молодых и не очень пиитов города все пять часов работы поэтического балкона, горда результатами: в первый год проведения карнавала едва набрали тридцать желающих, теперь их больше шестидесяти.

Детская площадка, хоть и куда как локальнее, чем в прошлые годы, сохранила и роспись цветной солью, и оригами, и рисование мелками. Чуть сбоку на мягких креслах молодёжь, укутавшись пледами, приготовилась к просмотру киносеанса под открытым небом. Правда, пока светло, экран бледен - кино угадывают по звуку, и это дополнительный момент развлечения зрителей. По другую сторону от детской площадки - там, где раньше была концертная площадка бардов - расположился лекторий от объединения городских библиотек, и желающих поучаствовать в обсуждениях на серьёзные темы оказалось немало.

По улице Гагарина - её тротуар с недавних пор современно разделён на равные части для велосипедистов и пешеходов - традиционно раскинулась хэнд-мейд-ярмарка. Здесь же современные сеты выдаёт диджей Абрамовский - словом, как и обещали организаторы, развлечение по вкусу здесь нашёл каждый.

- Это лето стало таким творчески насыщенным, - делится учитель, ныне пенсионерка Лилия Булатовна. - Оркестры в парках и скверах, фестивали, культурные мероприятия - лето пролетело словно день.

Но главное - творческий сезон стартовал. И на карнавале об этом громогласно заявили все его участники.

Рита Давлетшина, «Магнитогорский Металл»

18.09.2018

Остаться с носом и петрушкой05 Октября 2018 в 11:11

Открытие IX Международного фестиваля театров кукол «Петрушка Великий»

Сегодня утром перед Екатеринбургским театром кукол было шумно и весело. Гостей Международного фестиваля театров кукол «Петрушка Великий» издалека встречали духовые: оркестр «Уралбэнд» под управлением Александра Павлова уже не в первый раз открывает фестиваль, и делает это абсолютно блестяще. Музыканты играют не только на инструментах, но и в футбол, танцуют – а с ними приплясывают и зрители. И это далеко не все сюрпризы на сегодняшний день.

Едва заканчивает играть оркестр, как звучит детский голосок, рассказывающий о театре и самых главных в нем людях – директоре, режиссере, заведующей литературно-драматургической частью и актерах. Артисты Театра кукол возникают на площадке в образах из спектакля «Пиноккио»: директор – Масляный Человечек, режиссер – Дрессировщик (шутка для поклонников театра: в спектакле «Пиноккио» эту роль исполняет главный режиссер театра Евгений Сивко), заведующая литературно-драматургической частью – Мальвина. Герои наделяются ироничными характеристиками: директор – самый главный, деньги считает; режиссер кричит на актеров и не дает им работать; завлит и вовсе непонятно, чем занимается: все время что-то читает.

Об актерах звучит отзыв уже не иронический, а по-детски наивный: красивые, талантливые и хорошо танцуют. Последний талант выступающие тут же демонстрируют, и массовый танец предваряет разговор о фестивале. Ждет своего часа притаившийся в сторонке большой Петрушка, а к зрителям тем временем выходят новые куклы – жутковатые, но симпатичные. Пританцовывая, они наконец вывозят Петрушку.

Будучи хозяином фестиваля, герой в красном повелительно вещает: «Одной рукой махну – все опетрушатся!», — и тут же зрителям раздают пучки петрушки. Машет другой рукой – и каждому выдается поролоновый нос. Носатые и опетрушенные зрители продолжают внимать Петруше, пока тот метафорически топает ногой, чтобы «Министерство культуры слово молвило». И на театральные ступеньки поднимается министр культуры Свердловской области Светлана Учайкина: «Позвольте мне поприветствовать гостей, участников, зрителей фестиваля! «Петрушка Великий» занимает особое место на фестивальной карте области, это один из самых лучших, ярких и самобытных фестивалей! Я желаю всем хорошего настроения, новых встреч с замечательным, удивительным искусством театра кукол и, конечно же, опетрушиться так, чтобы с радостью проводить гостей и пожелать всем новых встреч. В добрый путь, фестиваль!»

«Чем бы еще взмахнуть?» — задумывается Петрушка. А пока думает, слово предоставляется начальнику Управления культуры Администрации города Екатеринбурга Татьяне Ярошевской: «Дорогие друзья, в девятый раз мы собираемся здесь и знаем, что этот фестиваль будет жить еще очень долго. Фестивальная площадка – это место не только для театральных экспериментов, но и для дружбы, любви, праздника. Я всех поздравляю с началом фестиваля и желаю «Петрушке Великому» попутного ветра!»

И, конечно же, не обходится без поздравительных слов еще от одного Петруши – директора Екатеринбургского театра кукол Петра Стражникова. «Дорогие наши друзья – вновь прибывшие и впервые приехавшие в наш город! – обращается Пётр Степанович к участникам фестиваля. — Мы очень рады вас видеть! Мы вас с нетерпением ждали, и уверены, что программа, которую мы приготовили, всех нас порадует. К подготовке нашего фестиваля были причастны очень многие люди, и я хочу с огромным уважением поблагодарить их за тот вклад, который они внесли в организацию «Петрушки Великого» — Администрацию города Екатеринбурга, Министерство культуры Свердловской области, Союз театральных деятелей России и множество других партнеров. Девятый фестиваль «Петрушка Великий» объявляется открытым!».

В воздух взлетают чупа-чупсы, и зрители с носами на лице и пучками петрушки в руках устремляются ко входным дверям в театр – вот-вот начнутся первые спектакли фестивальной программы.

«Петя и волк»

В 11:00 в Екатеринбургском театре кукол распахиваются двери и Малого, и Большого залов. В первом зрителей от трех лет приглашают на спектакль «Был бы у меня дракон» Театра кукол «Картонка» из Минска. Мы же направляемся в другой зал, где Магнитогорский театр куклы и актера «Буратино» представляет постановку «Петя и волк».

Многие с детства знают симфоническую сказку Сергея Прокофьева «Петя и волк», которую композитор написал в 1936 году. В этой сказке у каждого героя – свой «голос»: Птичку озвучивает флейта, Кошку – фагот, Утку – кларнет, а появление охотников и вовсе сопровождает целый оркестр. Взяв за основу сюжет и музыкальное оформление, режиссер Сергей Ягодкин и художник Михаил Кривенко поместили знакомую историю в причудливый мир, наблюдая за которым, охали и ахали не только дети, но и взрослые.

Кажется, каждый элемент спектакля «Петя и волк» живет своей жизнью: нет-нет, да вырастет прямо на сцене лес из огромных деревьев, или взмоет в воздух невесомый летательный аппарат без какого, парящий по залу без какого-либо управления; даже куклы-марионетки — и те норовят выскочить из рук кукловодов и пожить самостоятельно, что порой им даже удается. Артистов происходящее ничуть не смущает – в строгих черных костюмах, желтых носках и очках (таких же, как у главного героя – кукольного Пети), они отпускают аппарат в полет, а Утку – в свободное плавание, и увлеченно, на разные голоса, рассказывают историю Петиного приключения.

Помимо кукол-марионеток и живого плана в спектакле используется теневой театр (первое появление Волка) и большая, выше человеческого роста, кукла Волка. В отличие от прочих персонажей – небольших, но детально проработанных (Петя или Дедушка едва достанут взрослому человеку до колена, между тем можно разглядеть и рыжий петин хохолок, и даже пионерский значок на рубашке), — Волк скорее напоминает элемент надувного батута. А потому детям он совсем не страшен, даже смешон. И кажется, будто бы теперь уже подросший Петя в строгом костюме и желтых носках вспоминает себя-пионера: дедушка пугает его большим волком, но настоящего страха нет – есть игра, приключение.

Афиша «Петрушки Великого» обещает нам еще не одно захватывающее приключение в мир театра кукол.

Дарья Санникова, «Культура.Екатеринбург.РФ»

14.09.2018

Сказка о свободе для детей и взрослых05 Октября 2018 в 10:48

Возвращение режиссёра Игоря Ларина радует актёров, интригует зрителей.

Магнитогорский театр куклы и актёра "Буратино" открыл новый, 46-й сезон постановкой "Маша и медведи" (0 ) заслуженного артиста России Дмитрия Никифорова, выступившего в своей режиссёрской ипостаси, а художником-постановщиком стала Татьяна Никифорова. И это лишь первая яркая страница театральной осени.

Творческие идеи худсовета

Пресс-конференцию, посвящённую предстоящим событиям в "Буратино", директор театра Алфия Рахимова начала с благодарности бывшему главному режиссёру Сергею Ягодкину за годы совместной работы и пожеланий ему новых интересных спектаклей в пермском театре "У моста", в котором он ныне служит. Надо сказать, что добрая память о Сергее Игоревиче ещё долго будет жить в театре. В середине сентября "Буратино" представит на международном фестивале "Великий Петрушка" в Екатеринбурге симфоническую сказку Сергея Прокофьева "Петя и волк" (6 ), а на областном фестивале "Сцена" в Златоусте - "Капитанскую дочку" (12 ) по мотивам повести А. С. Пушкина, оба этих спектакля поставил Сергей Ягодкин.

В Челябинске в областном фестивале-конкурсе индивидуальных актёрских работ имени Владимира Милосердова примут участие "буратиновцы" Ирина Барановская со спектаклем "Волшебная сказка" и Александра Ягодкина со спектаклем "Колобок".

Земляков актёры "Буратино" Александр Анкудинов, Дмитрий Никифоров, Татьяна Акулова и Зинаида Бондаревская порадуют искромётным номером на "Карнавале у Пушкина", который состоится в ближайшую пятницу.

Ещё одна новость "Буратино", озвученная Алфиёй Вализяновной: после многолетнего перерыва в театре возобновил работу художественный совет. С инициативой по его созданию выступил заслуженный артист России Александр Анкудинов, творческий коллектив его поддержал единогласно и выбрал председателем. Худсовет разработал творческий план - создать несколько интересных публике и актёрам постановок. Из Санкт-Петербурга приедут трое режиссёров. Павел Овсянников поставит сказку "Иван-царевич и Серый Волк" (6 ), заслуженный деятель искусств России Наталья Корлякова - "Балаган" (12 ) по пьесе известного американского драматурга Чарльза Мори. Завершится театральный сезон возрождением сказки "Маленькая метель" в постановке Ольги Игумновой - напомним, её "Чудо чудное, диво дивное" пользуется популярностью у зрителей "Буратино" с 2006 года по сей день.

Наконец, главная новость: в Магнитку приехал Игорь Ларин для создания спектакля "Пеппи Длинныйчулок" (6 ) по книгам Астрид Линдгрен. На эту постановку выделено полмиллиона из федерального, областного и местного бюджетов. Работа кипит с конца августа. Премьера намечена на восьмое ноября.

Дорога в Магнитку

Игорь Ларин, ныне служащий в ярославском ТЮЗе, ставил спектакли не только во множестве городов России, но и за рубежом - в Финляндии, Германии, США, Швеции. С театром куклы и актёра "Буратино" он сотрудничал с 1995 по 2005 годы, а затем приезжал в Магнитогорск на фестивали "Театр без границ".

- Рад, что приехал в Магнитогорск, - сказал Игорь Николаевич журналистам. - Из множества поставленных здесь спектаклей в первую очередь вспоминается "Дорога в Магнитку" - я проникся историей города и комбината, это была интересная работа. Как-то сошлись тогда и моё созревание как режиссёра, и труппа, которая была выращена частично Виктором Шрайманом, частично Романом Виндерманом и Валерием Вольховским, - легендарная уральская зона, где развивался синтетический театр, совмещающий на сцене работу живого актёра, маски, кукол. Это была революция. Я понимал, что театр "Буратино" - особенный, он и сейчас особенный. Группа крови у "Буратино" сохраняется. Труппа - прекрасные кукловоды и драматические актёры, они могут работать во всех жанрах, что большая редкость.

В разное время был в "Буратино" в разных статусах: приглашённый режиссёр, главный режиссёр, художественный руководитель, даже изгнанный режиссёр, тайно приглашённый артистами, - они сами сбросились деньгами, чтобы я смог приехать… История театра была достаточно конфликтная, было много разных руководителей - это жизнь, от этого не уйдёшь. Но я всё время стремился вернуться, любил актёров, театр, город и счастлив, что приехал. Я шутил: сначала был знакомым, потом любовником, мужем, тайным любовником, а сейчас… старый друг?

- Приходящий папа, - подсказывает ведущий актёр "Буратино" Сергей Меледин. - В театре происходят большие изменения, это всегда сложный период, но творческая жизнь продолжается. Когда-то мы много работали вместе с Игорем Николаевичем, именно его гениальность подвигла меня выучиться на режиссёра… "Пеппи Длинныйчулок" по задумке - нечто потрясающее. Дай бог нам, актёрам, справиться с задачей, которую ставит Игорь Николаевич.

Ведущая актриса театра "Буратино" Зинаида Бондаревская, которой предстоит играть фрау Лауру, говорит:

- Возвращение Игоря - это просто замечательно! В душе раскрылись все поры, все клетки. Давно мы так не работали! Мне кажется, хороший будет спектакль.

Важный момент, на котором сделал акцент Игорь Ларин:

- Главное в театре - доверие.

Судя по всему, с этим у Игоря Николаевича и актёров "Буратино" проблем не будет.

"Остаюсь экспериментатором"

Игорь Ларин поделился и наболевшим:

- Сейчас в театрах работают на уровне первого курса театрального института: я в предлагаемых обстоятельствах. "Какой в курилке, такой и на сцене, не заморачиваюсь, чтобы создать образ, у меня телевидение, радио, халтуры - я и так красивый". Восемь лет я работал режиссёром на канале "Культура" в Москве и имел возможность смотреть все премьеры столицы и крупных городов России, снимал эти спектакли. Жизнь меняется, актёры в институтах выращиваются сериальные. Они не способны дать характер. Это знак времени, и это ужасно, с моей точки зрения. Есть опытные актёры, которые понимают, в чем зерно, изюминка их работы. А молодёжь надо воспитывать, открывать ей глаза, показывать новые горизонты. Театр - не просто покурил, выпил, выбежал, прокричал текст, прикололся и пошёл домой пить дальше. Нужны постоянные актёрские тренинги, работа над собой. Это религия. В театре надо служить, надо отдавать ему жизнь свою…

Само собой, журналисты старались "прощупать", изменился ли режиссёр-революционер - может быть, "остепенился" и делает ставку на проверенные, беспроигрышные решения?

- Приезжая в любую страну и любой город России, стараюсь, чтобы театр открыл для себя что-то новое в спектакле, - говорит Игорь Ларин. - По сути я остался экспериментатором. Что касается общеэстетической составляющей постановки "Пеппи Длинныйчулок", она для людей - и маленьких, и взрослых. Мне хочется, чтобы театр "Буратино" подарил зрителю яркий музыкальный праздник. Будут и технические ноу-хау, и новая актёрская эстетика, но пока сохраним интригу. Делаем синтетический спектакль, в нём будут ростовые куклы, похожие на людей, живые люди, похожие на кукол… "Пеппи Длинныйчулок" - идея свободы, мне кажется, это важная вечная тема. Человек живёт в системе запретов и ограничений, а когда ему говорят: "Делай что хочешь, можно всё", - он теряется. Ребёнок больше взрослого понимает, что такое свобода. Кстати, в Швеции на банкноте в 20 крон изображена Пеппи Длинныйчулок. Этот образ - такая же мифологема, как Карлсон, Буратино или Петрушка, и принадлежит уже не Швеции, а всему миру.

Очередное тому подтверждение - то, что уже совсем скоро и магнитогорцы увидят на театральных подмостках весёлую рыжую фантазёрку, которая нипочём не променяет свободу на эту дурацкую "взрослую" жизнь.

Елена Лещинская, «Магнитогорский Металл»

11.09.2018

Любовь к лицедейству05 Октября 2018 в 10:34

Коллеги называют Дмитрия Викторовича человеком-легендой.

В августе заслуженный артист России Дмитрий Никифоров отметил своё 55-летие. В следующем году грядёт другая юбилейная дата - десять лет, как он приехал в Магнитку из Томска и служит в театре куклы и актёра "Буратино".

Путь к мечте

Коренной свердловчанин, он лишь в выпускном десятом классе узнал, что в городе есть театральное училище. В школьные годы читал стихи, как говорится, "с выражением", занимался в театре чтеца. "На конкурсы меня таскали, грамоты получал", - самоиронично вспоминает Дмитрий Викторович. Он вообще не склонен принимать величественные позы и говорить со значительными интонациями. Но, слушая его живой эмоциональный рассказ, воочию представляешь юного Диму "с толстой сумкой на ремне" - после того, как "срезался" на втором туре "театралки", пару месяцев работал почтальоном, разносил газеты по ящикам. Парня при поступлении сразу же звали на кукольное отделение, но тогда ему казалось: как-то это несерьёзно, "куколки". И всё же пришёл на объявленный уже во время учебного года дополнительный набор - кукольникам требовалось ещё три парня, а кандидатов пришло около полусотни. К удивлению Дмитрия Никифорова, его приняли. Что ж, подумал юноша, потом переведусь на драматическое отделение.

А вскоре его "затянуло" - к концу первого курса ни о каком переводе он уже не думал. Показалось, что создавать особый мир с помощью куклы - интереснее, чем работать на сцене "в живом плане".

По распределению Дмитрий Никифоров приехал в Новоуральск, который тогда называли Свердловск-44, работал там после училища два с половиной сезона. Но в душе жила мечта работать с томским режиссёром Романом Виндерманом, ставившим на их курсе дипломный спектакль "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты". Тогда Никифоров не решился попроситься в театр к своему кумиру. Уже из Новоуральска написал письмо, получил приглашение приехать и показаться - а следом прилетело: "Ведущий актёр уволился, приезжайте, будем вводить вас на роли Ивана Бездомного и Левия Матвея в "Мастера и Маргариту", в сентябре гастроли в Москве".

Мистическое искусство

Вспоминая 80-е годы, магнитогорские театралы сразу же говорят о звёздной для "Буратино" эпохе, когда была открыта новая страница в истории кукольного театра. Но взлёт искусства Мельпомены был не только в Магнитке. В СССР было несколько режиссёров-новаторов - кроме Виктора Шраймана, это Валерий Вольховский, Роман Виндерман. Они совершили настоящий прорыв - вынесли на сцену театра кукол серьёзный, взрослый, "вечерний" материал. До них ни один кукольник не брался за Платонова, Булгакова, Достоевского. Дмитрию Никифорову посчастливилось прикоснуться к творческому миру двух великих режиссёров - Вольховского и Виндермана. По его словам, соединение живого плана и работы с куклой, общение с ней создавало особое, мистическое искусство. Синтетический театр, в котором кукла становилась символом и несла многоплановую смысловую нагрузку.

Виндерман приехал в Томск из Екатеринбурга, чтобы вдохнуть в театр новую жизнь, труппу подбирал под себя. И получил фактически карт-бланш для самых смелых экспериментов. "Ему позволили поставить Рабле! - восклицает Дмитрий Никифоров. - "Гаргантюа и Пантагрюэль" были номинантами на "Золотой маске".

Первые роли в Томске - знаковые персонажи "Мастера и Маргариты" - стали для 25-летнего Никифорова экзаменом на профессионализм. "Это было так, как если бы игрока российской сборной взяли в "Реал-Мадрид", - говорит футбольный болельщик Никифоров. - Надо было подняться на уровень выше привычного. Вряд ли Ивана Бездомного и Левия Матвея можно назвать созданными мной образами - скорее я выполнял в каждой сцене конкретные задачи, поставленные Романом Михайловичем. Говорил себе: если не справлюсь, лучше уеду в другой театр, "штаны" везде нужны".

Нельзя не заметить: Дмитрий Викторович более чем самокритичен. Расскажет скорее о сомнениях в себе, чем о радости после успеха. "Откуда мне знать, насколько успешна была та или иная роль? Зрители аплодируют всей труппе, цветы дарят всем". Между тем Роман Табиев - коллега Дмитрия Никифорова по работе в Томском театре куклы? впоследствии также приехавший в Магнитогорск, - называет старшего товарища человеком-легендой. И это неудивительно. Никифоров сыграл главную роль в последнем спектакле Валерия Вольховского "Дон-Кихот (Хитроумный идальго)", который критики называют духовным завещанием мастера. С прогремевшей постановкой Романа Виндермана "Котлован" по Андрею Платонову объехал Европу. В творческой копилке - плеяда ярких образов, множество главных ролей. Любимец публики, звезда… Что же заставило уехать из театра, в котором служил 21 год?

Найти своего режиссёра

После ухода из жизни Романа Виндермана главным режиссёром Томского театра кукол стал Сергей Ягодкин. "Он бережно отнёсся к возрождённому Виндерманом театру. Вместе мы работали в Томске пять лет. И потом я приехал в Магнитогорский театр куклы и актёра именно к Сергею Игоревичу, - вспоминает Дмитрий Никифоров. - У режиссёров и актёров примерно как у военных: офицеры переезжают из гарнизона в гарнизон, и их семьи тоже снимаются с насиженных мест. Потому что найти "своего" режиссёра для артиста - невероятная удача. Помню, в тот год, когда Сергей Ягодкин уехал из Томска, но ещё не приехал в Магнитку, я чувствовал себя потерянным. Знакомых режиссёров было много, но они говорили: "Под тебя же надо менять весь репертуар, тебе же надо давать главные роли, а где их взять?" А в Магнитогорске я сразу прижился. И дело не только в режиссёре - труппа была знакома. С Татьяной Акуловой и Александром Анкудиновым, работавшими ещё с Виктором Шрайманом, учились в одном театральном училище, а с Сергеем Мелединым - даже на одном курсе".

Переехать в новый город в 46 лет - смелый поступок. Но, убеждён Дмитрий Викторович, актёр время от времени должен менять театр, чтобы не закостенеть. Испуганно перебиваю: "Не надо вот этого! Вы у нас ещё недолго, по крайней мере, по сравнению с Томском".

В "Буратино" Никифоров сразу же был введён на роль Алексея Ивановича в драме "Игрок" по Достоевскому. Сыграл Джона Леннона в спектакле "Осколки неба, или Воспоминания о The Beatles", - кстати, в томской постановке той же пьесы сыграл Джорджа Харрисона. Дмитрий Викторович, перевоплощавшийся в двух культовых музыкантов, и сам прекрасно поёт, да и хорошую музыку послушать любит, особенно композиции Тома Уэйтса.

А вот заглавную роль в комедии положений "Блэз", в которой Никифоров был великолепен, он передал Роману Табиеву. Опять же, сработало предельно критичное отношение к себе. "В душе мне может быть 18 лет, но грим не скроет того, что я вдвое старше своего героя", - Дмитрий Викторович непреклонен, отвергая все попытки сделать комплимент его безмерному обаянию. Что ж, этот подход импонирует мне куда больше самолюбования вечно молодящихся красавцев. К тому же Никифоров "берёт" не столько "фактурой", сколько артистическим даром. Положительные персонажи ему не слишком интересны - хочется играть характерные роли. Главное - из положительного героя не лепить "плакат", а в негодяе - найти что-то хорошее, чтобы образ был многомерным. Мечта Дмитрия Никифорова - сыграть Калигулу, разобраться в психологии разрушителя.

На вопрос, какие роли ему ближе, комедийные или же трагедийные, Дмитрий Викторович отвечает: "Разные. Люблю лицедействовать".

Чемодан со сказками

Прежде чем начать беседу с Дмитрием Викторовичем, на полчаса отправляюсь в страну детства - вместе с детсадовцами смотрю его чудесный моноспектакль "Сказки для Тигра", созданный вместе с женой, театральным художником Татьяной Никифоровой. На сцене - волшебный чемодан, в котором живут несколько добрых смешных сказок. Современных мальчишек и девчонок, балованных кинематографическими и компьютерными спецэффектами, пронять трудно. Но актёрский дар Никифорова и его умение вовлекать зрителей в действо заставляют малышей хохотать до упаду и визжать от восторга. Трудно поверить, что театрализация сказок Дональда Биссета родилась в уже далёкие 90-е годы в Томске - как мобильная выездная постановка. Во времена, когда зарплату задерживали на полгода, "Сказки для Тигра" помогали чете Никифоровых заработать на хлеб. Но Роман Виндерман, увидев спектакль, решил: уровень достаточно высок для включения в репертуар театра.

Всего на счету Дмитрия Никифорова десяток детских постановок, в том числе "Волшебное чаепитие" по мотивам историй Туве Янссон о мумми-троллях. Декорации также сделаны его супругой, художником, создающим совершенно удивительных кукол.

Тем не менее режиссёром Дмитрий Викторович себя не считает. "Это особая профессия, ей надо учиться. Я же в своих постановках отталкиваюсь от актёрского подхода к материалу. Кстати, читал о том, что профессия режиссёра вошла в пятёрку самых опасных. На первом месте там лётчик, а режиссёр - на третьем или четвёртом. Нет, за вечерние спектакли не возьмусь - не моё".

Кроме работы в "Буратино", Дмитрий Викторович сотрудничает с центром музыкального образования "Камертон", где читает сказки под музыку, было и несколько совместных программ с камерным хором Магнитогорского концертного объединения. А ещё он выпустил актёрский курс в консерватории. При этом в общении с коллегами "мастодонтом, наставником" себя не чувствует - если обратятся за советом, поможет. "На сцене все мы - партнёры. Разница в возрасте не важна. Разве что в магазин сбегает тот, кто помоложе".

Дмитрий Никифоров в свои 55 - на пике профессионального мастерства. Премьерой его постановки "Маша и медведи" (0 ) театр "Буратино" 8 сентября откроет новый сезон.

Елена Лещинская, «Магнитогорский Металл»

06.09.2018